В настоящее время города развиваются очень стремительно. Бизнесмены и чиновники заняты крупными проектами, глобальными проблемами, и планировщики не всегда успевают спускаться на более мелкие уровни микрорайонов, кварталов. В то время, как за центром города всячески следят, спальные районы чаще всего остаются неухоженными. Конечно, можно долго ждать улучшения условий, работы с проблемами территории, ремонта, но есть альтернативный вариант – это привлечение местных жителей в процесс улучшения своего же окружения. Это явление называется тактический урбанизм (tactical urbanism). Сам термин «тактический урбанизм» стал широко использоваться примерно с 2010 года, тогда появилась одноименная серия публикаций, которая дала определение и перечислила ряд успешных примеров, как доказательство эффективности данной теории для улучшения жизни в городе. Авторами публикации Tactical Urbanism выступила междисциплинарная команда The Street Plans Collaborative. На сегодня эта публикаций насчитывает несколько изданий, в частности Tactical Urbanism Vol. 1 и Vol. 2.
Тактический урбанизм – это изменение пространства с учетом местных проблем, с привлечением местных жителей. Тактических урбанизм имеет ряд преимуществ, таких как высокая скорость преобразования среды, способствование развития сплоченности и социальных связей местного населения, легкость возведения, так как конструкции, как правило, ненесущие, экономическая выгода.
В России применение тактического урбанизма встречается в Москве, Саратове, но это касается больше общественных пространств, нежели приватных и полуприватных территорий. Поэтому цель работы – выявить методы тактического урбанизма для создания более комфортной жилой среды.
Задачи: выработать методологию реализации кейсов тактического урбанизма в жилой среде, сформировать дорожную карту, провести анкетирование жителей спальных районов, предложить способы соучаствующего проектирования и реализации кейсов.
Спальные районы Казани – это «Квартал» Ново-Савиновского района, с преобладанием типовой панельной застройки, микрорайоны «Азино-1», «Азино-2», жилмассив «Горки», Дербышки. Проблема спальных районов заключается в том, что они вмещают в себя основную долю населения города и предназначены только для жилья. Это означает, что обитатели спальных районов, чтобы попасть на работу либо отдохнуть, вынужден выезжать из своего района [4].
Если подробнее говорить о работе и отдыхе, то спальные районы обладают незначительным количеством рабочих мест относительно жилого фонда. Как правило, все ограничивается первой-второй ступенью ступенчатой системы обслуживания населения, а именно, школами, детскими садами, продовольственными и хозбытовыми магазинами, почтовыми отделениями, кафе, столовыми, поликлиниками, аптеками.
Удержать людей в своем районе, предоставить альтернативу центру Казани, может переход города от моноцентричной пространственной модели к полицентричной. Полицентричная модель выравнивает дисбаланс, характерный для моноцентричной модели, разгружая общегородской район, выделяя центры планировочных и административных районов и наполняя их различными функциями. Преимущества таких центров заключаются в том, что вокруг будет формироваться высокий уровень комфорта городской среды, существенно изменятся распределение рабочих мест и транспортных потоков, также проблему с времяпровождением жителей. Это позволит улучшить качество жизни района в целом [2]. Более конкретные проблемы, связанные с благоустройством, транспортом, можно решить, предложив методы тактического урбанизма. Тактический урбанизм осуществляется в небольших масштабах, будь то парковки, общественные зоны, неэксплуатируемые площадки. Также, что очень важно, тактический урбанизм может быть основой для бизнеса, как «тест-драйв» бизнес идей и общения с аудиторией. Эти бизнес-идеи могут внести разнообразие в среду.
Приведем методы, которые чаще всего встречаются в тактическом урбанизме: Наполнение мебелью; ломать заборы; фудкорты; фестиваль уличной еды; придомовые сады; дни без машин; день парка; площадь для людей; парклеты; базар [1]. Примеры представлены на рис. 1.
Рис. 1. Методы тактического урбанизма на практике
Методы можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – это те, которые действуют короткий промежуток времени, как например, перекрытие дорог, день парка, базар. Долгосрочные – устройство газонов, грядок, расстановка уличной мебели.
В качестве палитры материалов используются разные барьерные элементы, малые архитектурные формы, озеленение, таблички, указатели, рисунки и разметка на земле, и любой интерактив, такой как спортивные сессии, занятия на свежем воздухе, игры, музыкальные концерты [5].
Один из удачных примеров применения методов тактического урбанизма – Привокзальная площадь в городе Саратов (рис. 2). Проект принадлежал голландскому архитектурному бюро West 8 и сопровождался КБ Стрелка и был реализован в мае 2017 года. В чем заключались проблемы данной территории? Главной проблемой была транспортная. Площадь была транзитная, через неё ехали те, кому на вокзал было не нужно. Также одной из проблем были стихийные парковки, которые мешали проезду. Вдобавок узкие тротуары, мало зелени. Можно было сразу заказать проект, капитально изменить среду, нанять технику, рабочих, но тогда было бы слишком поздно исправлять недочеты. В Саратове применили тестовое благоустройство. То, что раньше принадлежало автомобилям – разрисовали кругами, и были отданы пешеходам, наполнили недорогими конструкциями, поставили резиновые столбики для разведения потоков транспорта, поработали со сквером. В 2018 году, опираясь на данный опыт, учитывая текущие ошибки, планируется сделать капитальную реконструкцию площади.
Рис. 2. Привокзальная площадь в городе Саратов
Еще один кейс – изменение площади Блюхера в Хабаровске (Рис 3). Изменения на площади инициировал хабаровский филиал сети Центров прикладной урбанистики. Его активисты в формате городского праздника с песнями успешно внедрили методы тактического урбанизма, создавая из палет скамейки, столы, сцену и объемные буквы «Хабаровск», привлекая местных жителей [3].
Рис. 3. Пример внедрения тактического урбанизма на площади Блюхера в Хабаровске
Но, несмотря на опыт других городов, в целом Казанцы, в частности жители спальных районов, не знакомы с таким явлением как тактический урбанизм. Часто это подсознательные действия, не привязанные к этому термину. Например, часто можно наблюдать жителей первых этажей, которые сажают цветы под своими окнами. Либо устраивают лавочки рядом с подъездом, сделанные из подручных средств.
Для того, чтобы понять, что хотят улучшить жители спальных районов города Казани, какие приемы тактического урбанизма они хотели бы видеть, а после этого составить образ спального района, мы провели опрос жителей методом анкетирования. Всего было опрошено 138 человек.
Согласно полученным данным, 57 % респондентов считают спальные районы Казани неблагоприятным местом для отдыха.
57 % опрошенных считают, что спальным районам мешает быть удобным и безопасным контингент, например, люди в нетрезвом состоянии (маргинальные личности), 49 % – что влияет мешает не благоустроенность общественных пространств, 34 % – парковки, которые захватывают дворы, 30 % – плохо развитая сеть пешеходных связей, отсутствие пешеходных бульваров, 24 % опрошенных считают, что мешает общая серость и унылость архитектуры (рис. 4).
Рис. 4. Что может мешать спальным районам быть удобным и безопасным местом для времяпровождения?
80 % опрошенных готовы проводить время в спальных районах, не выезжая в центр, если бы район был грамотно благоустроен.
12 % респондентов видят образ подходящего общественного пространства в спальном районе как активное место, где коммуницируют местные жители и где кипит жизнь, тогда как 32 % респондентов думают, что общественное пространство в спальном районе должно быть тихим местом, где царит умиротворение и каждый занят своим делом. 57 % считают, что общественное пространство в спальном районе – это грамотное сочетание и спокойствия, и активности (рис. 5).
Рис. 5. Каким вы видите образ общественного пространства в спальном районе?
Если мы говорим об активных пространствах, большинство опрошенных, а именно 87 %, хотят видеть больше площадок для активных игр (теннис, бадминтон), почти половина – 51 % – фудкорты, уличную еду, 35 % – танцплощадки, 23 % – сцену, 13 % – зону с мангалами, наименьший по популярности ответ, который выбрали всего 12 % опрошенных – базар (рис. 6).
Далее, тихие пространства. Больше всего голосов респонденты отдали за устройство беседок в тихих пространствах – 75 %. 56 % хотят видеть в тихих зонах книжные полки для кросбукинга. 48 % человек видят в тихих зонах столы для настольных игр, 32 % проголосовали за специальные столы для принятия пищи, бесед, самое маленькое 14 % за грядки для выращивание детьми овощей и зелени (рис. 7).
Рис. 6. Если мы говорим об активных пространствах, какие функции они могут в себя включать?
Рис 7. Если мы говорим о тихих пространствах, какие функции они могут включать в себя?
Мнение о уличной мебели оказалось почти схожим, с минимальным отрывом 47 % респондентов выбрали пастельные цвета, 37 % хотят видеть неокрашенную уличную мебель из дерева, 31 % проголосовали за яркую уличную мебель (рис. 8).
Рис. 8. Какие цвета должны использоваться для покраски уличной мебели в общественных пространствах спальных районов?
Для того, чтобы улучшить образ спального района, 68 % опрашиваемых выбирают такое нововведение, как отделение парковок от места отдыха людей озеленением, 44 % за установку кадок с цветами, 43 % за отдельный паркинг для велосипедов, 42 % за новые мусорные контейнеры. 39 % выбирают устройство придомовых садов (рис. 9).
Рис. 9. Какие дополнительные нововведения смогли бы также улучшить образ спального района и сделать его приятным для отдыха?
Таким образом, чуть больше половины опрошенных Казанцев считают спальные районы неблагоприятным местом для времяпровождения. Спальным районам мешает быть удобными и безопасными люди в нетрезвом состоянии, живущие там, а также неблагоустроенные дворы и общественные пространства. Еще одной популярной проблемой люди называют вездесущие парковки.
Основные требования к благоустройству и озеленению жилой придомовой территории не идут вразрез с методами тактического урбанизма, если они не подразумевают исключение из придомовых территорий таких обязательных элементов, как: внутриквартальные проезды, тротуары; гостевые автостоянки; детские игровые площадки, площадки для отдыха; хозяйственные площадки; садово-парковые дорожки, аллея для прогулок, транзитные дорожки; зеленые насаждения; садово-парковое оборудование и малые архитектурные формы. Также методы тактического урбанизма не должны менять расположение зон, прописанных в основных требованиях к благоустройству и озеленению жилой придомовой территории.
Поэтому, учитывая эти нюансы, можно предложить действия в следующих направлениях:
1. Парковки. Отделить парковки барьерными элементами. Предпочтительнее, если это будут растения, также можно использовать как вариант гнущиеся разделители, пластиковые или бетонные барьеры, гранитные блоки [5]. Для того, чтобы выделить зону парковочных мест можно предложить расчертить соответствующую разметку либо рисунки, которые могут эстетически привлекательно выглядеть, и помочь избежать стоянку машин на проездах, на поворотах, в нежелательных участках дворов, так как психологически человеку трудно нарушать границы, которые ему предоставлены.
2. Общественные пространства. Общественные пространства спальных районов опрошенные видят как сочетание тихих и активных зон. Двор может быть разнообразным, это не только детская и хозяйственная площадки и лавочки. Если говорить об активных пространствах, то респондентам не хватает площадок для активных игр. Даже если двор маленький, можно также использовать разметку на асфальте, либо использовать для этого газон. Жителям в активных зонах общественных пространств не хватает уличной еды, это может быть и мороженое, и сладости, и нарезанные фрукты в баночках, и все, что угодно. Это как раз таки хорошая проверка «бизнес-идеи», чтобы увидеть спрос и актуальность своей идеи. Еще один из популярных ответов, выбранных респондентами – танцплощадка. Ее можно выделить отдельным покрытием, осветить гирляндами. Также сцена – это прекрасное место для того, чтобы могли играть и выступать дети, рассказывая стихотворения или исполняя песни. Для взрослых, если есть желание, можно поиграть на музыкальных инструментах, устраивать кино под открытым небом. Например, если сделать импровизированный экран из ткани.
Если говорить о тихих зонах, то опрошенных предпочли бы увидеть беседки. Ничего сложного, это могут быть перголы или зонты, под которыми можно спрятаться от солнца. Также опрошенным понравился вариант кроссбукинга, когда местные жители могли бы обмениваться книгами своей библиотеки, а также столы для настольных игр, которых очень не хватает во дворах, где можно даже поработать за компьютером, например.
Отдельно хочется сказать про велосипедистов. Для любителей велосипедов тоже нужно создавать условия, это специальные парковки, например, так как в домах спальных районах, как правило, нет помещения, где можно хранить свои велосипеды.
Касаясь внешнего вида, решая проблему серости архитектуры, используют такой прием как яркие покрытия либо рисунки на асфальте, можно устанавливать деревянные ящики, кадки или горшки с цветами либо растениями. Использовать «бомбинг стульями», расставив их везде. Это минимум из того, что могут сделать местные жители.
Все это будет никому не нужно без людей, их взаимодействия. Тактический урбанизм предлагает такие мероприятия, как совместная посадка растений, йога, «гаражные распродажи», кинопоказы, активные игры. Конечно, в первую очередь объединяет людей любовь к своему дому, своему городу, в этом и есть философия тактического урбанизма. Когда люди решают сообща проблемы, хотят что-то улучшить, когда всегда кто-то есть во дворе, и дети, и бабушки, и студенты, которые сидят за компьютером, и взрослые, которые общаются, кто-то выбивает ковер, тогда и не будут появляться сомнительные личности, люди в нетрезвом состоянии. Но для этого нужно показывать людям, что есть такое явление, как тактический урбанизм, что в руках жителей спальных районов и не только, их безопасность, комфорт, и отдых организовать можно не только в центре Казани.
Таким образом, мы выполнили поставленные задачи, а именно, выделили методологию реализации кейсов тактического урбанизма в жилой среде, сформировали дорожную карту, провели анкетирование жителей спальных районов и предложили способы соучаствующего проектирования и реализации кейсов.