Задача школы по распространенному мнению, «вложить знания в умы детей», т.е. дать предметные знания, развить умения учащихся. Однако объем знаний, накопленных и востребованных обществом, растет в геометрической прогрессии. В связи с этим преимущества с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, перемещены на формирование компетентностей учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, способность быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире, потребности к саморазвитию во всех направлениях жизнедеятельности и самообразованию. Особая роль в современной школе отводится не преподаванию, а учению, поскольку преподавание - деятельность учителя, заключающаяся в изложении материала. При традиционном ведении урока главенствующая роль отводится учителю, который объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, упражняет, спрашивает, требует, проверяет, оценивает. Учение – сознательная деятельность учащихся, руководимая учителем, в ходе которой они слушают, изучают, осмысливают, спорят, доказывают, отстаивают свою точку зрения, самостоятельно ставят перед собой цель и находят приемлемый путь ее достижения, оценивают свои результаты обучения. Учение не развлечение, а процесс преодоления трудностей, процесс организованный, упорный, целеустремленный, поэтому учителю необходимо создать благоприятную образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе [1, 10].
Методы, применяемые учителем на уроке, должны способствовать развитию у учеников метакогнитивного, саморегулируемого обучения. Л.С.Выготский определил данный процесс обучения как «зона ближайшего развития» учащегося, то есть расстояние между уровнем его актуального развития, установленным посредством самостоятельного решения задач, и уровнем возможности развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством учителя, в сотрудничестве с более способными учениками. Она включает все знания и навыки, которые ученик еще не может освоить или продемонстрировать самостоятельно, но способен обучаться под руководством опытного наставника [2, 163]. Огромная роль в данном процессе обучения отводится оцениванию и отметке. Отметка должна стать понятной и важной оценкой учебной деятельности для школьников и их родителей, а для этого необходимо привлечь учащихся к оценочной деятельности. Ведь всем известно, что ученик, не умеющий оценивать свои достижения, постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя, так как не осознает, где проходит граница его знаний. Только самооценка позволяет ученику понять: «это я уже знаю и умею», «этого я еще не знаю», «в этом мне еще необходимо разобраться», «в этом я могу разобраться сам, а здесь мне необходима помощь». Именно с самооценки начинается активная учебная деятельность ученика. Только с овладением способами самоконтроля, самооценки начинается развивающее обучение учащихся.
Современный подход к оцениванию результатов в образовании является более критичным и позволяет родителям, ученикам и администрации школы видеть уровень достижений учащихся, а вместе с тем стимулировать учащихся к продвижению их дальнейшего развития и улучшению процесса обучения. Основными задачами, стоящими перед современной системой оценивания являются повышение учебной мотивации учащихся; обеспечение обратной связи, позволяющей определить качество усвоения материала, выявить трудности, ошибки и определить пути для их преодоления; снятие эмоционального напряжения; определение эффективных методов и приемов учебного процесса. Критериальное оценивание основывается на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования по определенному стандарту, способствующие формированию компетентности обучающихся [2, 115]. Оценивание с применением критериев помогает сделать учебный процесс более понятным для всех участников образовательного процесса, так как позволяют ученику понять свои дальнейшие действия для улучшения результатов. Совместное определение критериев, по которым можно оценить любое действие, самооценка по данным критериям, взаимооценка и оценка учителя позволяют видеть, что не всегда оценки различных людей совпадают. Учащиеся учатся считаться с разными точками зрения, давать аргументированную оценку, быть объективными. Основой для разработки критериев оценивания достижений учащихся являются учебные цели, показывающие уровень мыслительных навыков учащихся согласно таксономии Б.Блума. Данная таксономия предполагает шесть уровней мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка и показывает, что умственные способности человека построены так, что познавательный процесс градуально переходит от уровня к уровню – от простого к сложному. Умение учителем точно оценивать определенные навыки является главным аспектом современной системы оценивания. Уровни мыслительных навыков представлены в разрезе трех групп: 1) знание и понимание; 2) применение; 3) навыки высокого порядка (анализ, синтез, оценка). В первой группе (самый низкий уровень) оцениваются способности воспроизводить или запоминать определенные факты, информацию, понимать и интерпретировать освоенный материал через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации. Во второй – оценивается способность использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях для решения проблемы. Способами демонстрации применения знаний являются практическая работа, эксперимент, проектная работа, решение проблем и создание новых и/или различных продуктов. В третьей группе (самый высокий уровень) оценивается способность разбивать информационные материалы на составные части, изучать информацию для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений, нахождения доказательств для обоснования общих правил, принятия оценочных решений, способность выражать собственное отношение.
Из вышеизложенного следует, что к новому типу оценивания, соответствующему современным требованиям образовательного процесса относится критериальное оценивание, реализуемое двумя видами: формативное и суммативное. Рассмотрим формативное оценивание (оценивания для обучения), как важный образовательный процесс, способствующий развитию личности учащихся. Формативное оценивание – целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Чаще всего оно является безотметочным оцениванием - «неформальным» и основывается на оценивании в соответствии с критериями, предполагает обратную связь, которая применяется на разных этапах урока и позволяет осуществлять постоянное взаимодействие учителя с учащимися, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения. Данный вид оценивания направлен на работу с каждым учеником индивидуально и на систематической основе на каждом этапе урока, а также на тщательное наблюдение за тем, что говорит, делает, как размышляет, понимает и не понимает ученик. Своевременная диагностика недостаточного овладения материалом учащимися на ранних этапах помогает учителю организовать учебный процесс более эффективно. Неслучайно термин «оценивание» в буквальном переводе с латинского языка означает «сидеть рядом», что значит находиться рядом с учеником, более точно и объективно оценивать учебные достижения ученика, учитывая интересы и способности способствовать росту и вести его к успеху [2, 205]. Благодаря различным приемам и технологиям представленная система оценивания позволяет отслеживать достижения учащихся на индивидуальном уровне, помогает вовремя устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию, самостоятельность учащихся, что в свою очередь, помогает более полному, всестороннему развитию ученика и повышает качество образования.
Главным компонентом формативного оценивания, способствующим улучшению обучения является обеспечение результативной обратной связи с учеником. Именно обратная связь должна быть позитивной, дает информацию, совет, инструкцию для помощи ученикам в улучшении их учения, осуществляется как в устной, так и письменной форме, для определения достижений учащихся. Умелая, конструктивная обратная связь постепенно усиливает поддержку ученика, при которой учитель «подталкивает» ученика к завершению выполнения задания. Этот процесс был очень точно назван Жеромом Брунером «возведением лесов» [2, 196]. Опираясь на разработанные критерии, четкая, недвусмысленная обратная связь не дает учащимся готовых, правильных ответов, а помогает самостоятельно найти путь решения данной проблемы. Обратная связь может иметь различные формы: включать в себя описание того, как учащиеся работали, все ли этапы или элементы задания выполнили; быть в виде открытых или закрытых вопросов, позволяющих развить критическое мышление ученика о ходе своих действий и полученных результатах; включать комментирование одной или двух сильных сторон работы с целью улучшения результата и процесса обучения. Эффективная обратная связь предоставляет учащемуся возможность для самостоятельного мышления, подтверждает, что он на верном пути и дает сведения о прогрессе, мотивирует исправлять ошибки или улучшать свою работу, стимулируя делать следующие шаги в обучении, определяя пути их реализации, делая ученика активным участником учебного процесса. Активное участие учащихся в процессе своего обучения, непрерывная корректировка своей деятельности с учетом результатов оценивания и качественной обратной связи повышает уровень мотивации учащихся, способствует развитию умения самостоятельно оценивать свои знания. Формативное оценивание развивает важные навыки само- и взаимооценивания, стимулирующие мотивацию учебного процесса учащихся. Данный вид оценивания побуждает ученика принимать непосредственное участие в процессе оценивания своих достижений, сильных и слабых сторон. Видя и оценивая свои знания, каждый ученик понимает, что еще необходимо изучить, над чем поработать, что сделать для того, чтобы улучшить результат, а это способствует улучшению понимания учеником материала, так как заставляет его задуматься, анализировать. Учащийся самостоятельно, осознанно определяет свои пробелы и совместно с учителем работает над их устранением. Изменившаяся роль учителя в учебном процессе позволяет осуществлять процесс обучения на основе сотрудничества между субъектами образования, делая учебный процесс личностно-ориентированным, развивающим навыки критического мышления, компетенции учащихся. Современные подходы учения и оценивания развивают у учащихся способность к метапознанию, то есть способность понимать, контролировать, отслеживать, оценивать и изменять свой опыт обучения.
Самооценивание – это не только оценивание своей работы, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения. Данный процесс направлен на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. Он развивает навыки критического мышления, концентрирует внимание учащихся на целях обучения, развивает объективность, позволяет стать активным участником учебного процесса. Кроме того самооценивание помогает усваивать стандарты, по которым оцениваются их продукты и действия. Когда учащийся оценивает собственный мыслительный процесс и создаваемый продукт, он не просто ищет ошибки, «делает явным то, что обычно скрыто». Это особенно важно, когда оценивание касается интеллектуальных процессов, таких как мышление высокого уровня и других качеств и умений учеников XXI века.
Взаимооценивание помогает учащимся предоставлять друг другу нужную обратную связь для взаимообучения, взаимоподдержки и обеспечивает возможность рассуждать, разъяснять и критически оценивать друг друга. Данное оценивание учит учащихся отмечать сильные и слабые стороны в работах своих одноклассников, развивает объективность, коммуникативные способности, а также помогает анализировать собственный прогресс в обучении. Взаимооценка, основанная на грамотно разработанных критериях, может помочь развитию у учащихся умений, которые необходимы для того, чтобы стать независимыми, легко обучаемыми и позволяющими самостоятельно управлять процессом обучения. Самым важным преимуществом само- и взаимооценивания является то, что оно помогает учащимся понять, что успех или провал зависит не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилия, использования правильных методов и приемов в процессе обучения. А это мотивирует и стимулирует учащихся, позволяет планировать достижение реальных результатов и нести ответственность за свое образование [3, 5].
В рамках формативного оценивания учителям предлагаются различные техники отслеживания достижений учащихся, которые становятся в настоящее время одним из важнейших способов новой системы оценки работы учителя. Одни из них используются при объяснении материала или выполнении задания учащимися и позволяют как учащимся, так и учителю своевременно оценить степень понимания или непонимания материала. К данным техникам относятся «Сигналы рукой», «Светофор». Учитель, проанализировав сигналы, опросив учащихся с информацией из разных групп, в зависимости от сигнала, получив ответы на вопросы, принимает решение о повторном изучении материала или о его продолжении [4, 25].
Примером следующей техники формативного оценивания является «Трехминутное эссе», позволяющее отслеживать уровень освоения материала в определенном месте конкретной темы и своевременно вносить коррективы в учебную деятельность. Учитель, применяя технику «Трехминутная пауза», дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать новый материал с предыдущим материалом, знаниями, опытом, а также выяснить непонятные моменты.
Техника «Письменные комментарии» применяется при проверке письменных работ учащихся и может включать напоминания, подсказки, примеры. При проверке письменной работы, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки - другим.
Самым распространенным видом оценки является техника «Словесная оценка». Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, тем самым, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся понимает, что данный материал он усвоил успешно. Кроме того, учитель может указать на ошибки в выполнении задания - это позволяет учащимся судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
Техника «Две звезды и желание» (взаимооценивание и предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ, сочинений, эссе. Учащиеся, комментируя работы друг друга, определяют два положительных момента в работе - «две звезды», - и один момент, который заслуживает доработки - «желание». Данная техника, как и техники «Внутренний и внешний круг», «Динамические пары» способствуют развитию как навыков взаимооценивания, так и коммуникативных навыков учащихся, а также создают благоприятную учебную атмосферу [5, 67-69].
Таким образом, формативное оценивание позволяет учителю и обучающемуся корректировать свою работу на каждом этапе урока, устранять возможные пробелы, недочеты и активно готовиться к суммативному оцениванию, констатирующему уровень сформированности ключевых компетенций учащихся.
Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Поэтому необходимо вводить новые техники, осваивая их методику. Использование приемов формативного оценивания помогает учащимся выработать навыки самостоятельной, групповой работы, повышает чувство взаимопомощи, коллективизма. Результатом применения формативного оценивания является желание учащихся учиться, проявление интереса к уроку и учебной деятельности, позитивное отношение друг к другу. Знания и опыт, полученные в ходе обучения, основанного на обновлении содержания образования и применения современных форм и техник оценивания, позволяет применять полученные знания в жизни и способствует развитию стремления к получению новых знаний на протяжении всей жизни.