Инновационный подход к развитию дошкольного образования – это механизм управления инновационными процессами в дошкольном образовании с учётом запросов потребителей образовательных услуг и актуальных возможностей субъектов управления.
Применение инновационного подхода в дошкольном образовании способствует достижению эффективных практических результатов в управленческой и образовательной деятельности.
В жизни каждого человека дошкольное образование является первой ступенью всей системы образования. Очевидно, что совершенствование этой ступени – необходимость, которая предопределит дальнейшее развитие самых маленьких граждан.
Сегодня в Российской Федерации уделяется достаточно внимания инновационным подходам в развитии системы среднего общего и высшего образования, но в то же время основополагающая образовательная ступень в виде дошкольного образования остается без должного внимания.
Инновация – комплексный процесс создания, внедрения, распространения и использования нового практического метода, средства, концепции.
Инновационная образовательная деятельность – деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.
Под инновационной деятельностью понимается, часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются:
– обеспечение информацией педагогов об инновационных явлениях и фактах, организация экспертизы;
– обеспечение работы дошкольной образовательной организации;
– отбор содержания инновационной деятельности, которая обеспечивает развитие ребенка дошкольного возраста, его саморазвитие;
– оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, которая обеспечивает эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
Инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов, средств, внедрение и распространение существующих педагогических систем. А также форму обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников. Осуществление инновационной деятельности в дошкольном учреждении гарантирует высокие результаты работы с детьми. Использование нетрадиционных приемов и видов образовательной деятельности, новых форм и методов организации воспитания и обучения воспитанников, современных образовательных технологий позволяет добиться того, чтобы обеспечить личностную и профессиональную самореализацию педагогов, а также саморазвитие личности детей.
Таким образом, проблема управления инновациями в дошкольных образовательных учреждениях является актуальной и требующей современных подходов решения. Сегодня под инновацией (нововведением) принято понимать находящееся на стадии внедрения или внедренное новшество на предприятии (учреждении, организации), которое в значительной степени оказывает влияние на рост качества производимой продукции или услуг, выступает результатом интеллектуальной деятельности человека.
Повышение качества дошкольного образования сегодня возможно только лишь на основе реализации нового инновационного подхода, определяющего дошкольное образование современного поколения.
Такой подход регламентируется законодательными документами различного рода. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что государство гарантирует равенство прав каждого ребенка в получении дошкольного образования достойного качества [2, с. 2].
Таким образом, возникает вопрос о повышении качества дошкольного образования, его усовершенствования, что однозначно подразумевает личностный подход к особенностям развития каждого воспитанника, его индивидуальных склонностям, способностям и проблемам.
Между тем, в нашей стране реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, в рамках которой действует подпрограмма, посвященная именно дошкольной ступени образования. Целью данной подпрограммы является создание не только равных условий для получения качественного образования, но и наличие позитивной социализации детей.
Инновационное развитие системы дошкольного образования так же, как и других ступеней, невозможно без информатизации учреждения. Это подтверждается и «Концепцией долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая определяет, что в современных условиях развития невозможно представить образовательный процесс без компьютерных технологий, которые выступают частью этого процесса и оказывают значительное влияние на общее качество образовательных услуг.
Исходя из этого можно предположить, что в Российской Федерации создаются все условия для инновационного развития образования, в том числе и дошкольного.
Модернизация общественных отношений в нашей стране протекает в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и в мировое хозяйство. В настоящее время на всех уровнях много говорят о приоритетной роли образования для развития государства. В условиях трансформации российского общества, управление любыми образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными, должно быть направлено на развитие в них инновационной деятельности. Проблемы управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений, всегда привлекали внимание большого круга педагогов-исследователей (Васильев Ю.В., Габдуллин Г.Г., Гильманов С.А., Загвязинский В.И., Зверев В.И, Кондаков М.И., Лазарев B.C., Третьяков П.И., Шакуров Р.Х., Шалаев Н.К., Шамова Т.И., Ямбург Е.А. и др.), в работах которых изложены различные аспекты управления образовательными учреждениями: организационно-педагогические основы управления; проблемы оптимизации управления; взаимоотношения руководителя с педагогическим коллективом и многое другое.
Вопросы педагогических инноваций отражены в работах Загвязинского В.И., Малинина А.Н., Тюлю Г.И., Шамовой Т.И., Юсуфбековой H.P. и др. Однако в научной литературе недостаточно разработаны и методологически не обоснованы принципы управления дошкольными образовательными учреждениями инновационного типа, а также система комплексного обеспечения управления инновационной деятельностью дошкольных образовательных учреждений.
Управление образовательными организациями – это не просто опыт, который может приобрести каждый, это искусство, требующее природных задатков, особого таланта, лидерских качеств личности руководителя. В условиях трансформации российского общества необходимо повышение профессионального уровня руководителей любых образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Это вызвано тем, что развитие образовательных учреждений в системе рыночных отношений ставит их руководителей в условия инновационного процесса. Процесс разработки, оформления, внедрения новшеств с целью повышения конкурентоспособности можно рассматривать как инновационную деятельность. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения социального, экономического, научно-технического и экологического эффектов .
Эффективность инновационной деятельности, зависит от использования научных подходов, принципов к управлению образовательным организацией. После длительных споров в специальной управленческой литературе английский термин «менеджмент» и русский «управление» считаются тождественными, взаимозаменяемыми. По мнению Б.А. Аникина «такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания». Исходя из этого, в современной литературе управление определяется как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производственную группу. Руководство – это основная задача руководителя, связанная с управлением людьми при достижении поставленной цели. Современная теория управления определяет сущность руководства совместной деятельностью людей во взаимосвязи двух процессов – единоначалия и самоорганизации группового поведения, в связи с чем деятельность руководителя органически вплетена в структуру совместной деятельности людей. Иными словами, все исполнительские, организационные и административные функции, могут передаваться вспомогательным подразделениям, функциональным службам или концентрироваться в руках руководителя высшего уровня. Поэтому общая задача руководителя любого должностного уровня состоит в достижении целей совместной деятельности путем умножения своих физических и интеллектуальных сил на коллективные усилия подчиненных [8, с. 79].
Важно установить при этом адекватные отношения между всеми участниками управленческих процессов. При этом необходимо учитывать, что любая современная организация (в том числе и дошкольное образовательное организация) – это открытая организация. Трансформация общества предполагает становление культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью взаимной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.
Образование должно играть важнейшую роль в этом процессе. И неотъемлемое условие модернизации образования – это активное участие общества в его развитии в качестве особенностей управления инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации отмечена ее направленность на:
– удовлетворение различных образовательных потребностей новыми средствами, которые определяются не детьми, а самой системой в лице общества, органов управления образованием, школы, родителей;
– стратегическое развитие инновационной деятельности, основанное на изучении внешней среды, встраивании новшеств во внутреннюю среду;
– переосмысление ценностных оснований системы дошкольного образования в условиях ее модернизации и диверсификации;
– повышение эффективности управления через формирование команд единомышленников, развитие корпоративной культуры.
Таким образом, под управлением инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации можно понимать систему устойчивого взаимодействия субъектов деятельности детского сада и местного общества, нацеленную на обеспечение наилучшего функционирования, развития инновационной деятельности для получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентно-способности дошкольной образовательной организации.
Подводя итоги, стоит отметить следующее: управление инновациями в дошкольной образовательной организации – это реализация проектов и стратегий инновационного характера, профессиональное развитие персонала, тиражирование своих проектов на городском, региональном и общероссийском уровнях с целью постоянного повышения качества дошкольных образовательных услуг. На сегодняшний день государством созданы достаточные условия для инновационного развития дошкольной образовательной организации, существует большое количество благотворительных фондов, готовых финансировать достойные проекты. Поэтому сегодня каждая дошкольная образовательная организация имеет шанс развивать свой внутренний образовательных процесс.