Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INTERNAL AUDIT AS A METHOD OF MONITORING THE OPERATION OF THE INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM

Lomanova A.V. 1 Nazina L.I. 1 Likhacheva L.B. 1
1 Voronezh State University of Engineering Technologies
The paper considers the internal audit of the integrated quality management system as a means of assessing the effectiveness of management systems and confirming their compliance with the requirements of relevant international standards. The aim of the study is to improve the presentation of internal audit results through the development of database visualization. The analysis of the results of the internal audit of the integrated management system to identify low-level events by types of security and areas of activity of departments identified in 2015 and 2016, as well as trends in changes in the LLE on the main industry classification codes. Based on the identified shortcomings, corrective measures are being developed. The results of the audit help the heads of departments to develop a program of organizational and technical measures to eliminate the identified shortcomings and to ensure the correctness and reliability of decision-making to ensure the effectiveness of the ISM processes by senior management.
integrated management system
internal audit

В настоящее время многие предприятия в России используют интегрированную систему менеджмента (ИСМ), базирующуюся на соответствии требованиям международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, OHSAS 18001 и др. Актуальность создания данной системы связана со значительным экономическим эффектом от ее внедрения, большей согласованности действий, обеспечение постоянного улучшения деятельности предприятия. Внедрение ИСМ должно сопровождаться оценкой возможных рисков не достижения целей в области качества, обусловленных внутренними и внешними факторами.

Внутренний аудит [1] рассматривается как средство оценки результативности систем менеджмента и подтверждения их соответствия требованиям соответствующих международных стандартов. Целью данной работы является совершенствование представления результатов внутреннего аудита посредством разработки визуализации базы данных. Для достижения поставленной цели необходимо провести анализ статистических данных внутреннего аудита. Особенность исследования заключается в том, что: 1) система менеджмента создается поэтапно; 2) функционирование ИСМ будет рассматриваться как объект, обеспечивающий конкурентоспособность с международным уровнем; 3) ИСМ функционирует на основе принципов: целесообразности, преемственности и развития, соответствия организационно-правовым нормам и обеспечивает деятельность предприятия на основании рыночно-ориентированного подхода к производству.

Для получения объективной оценки функционирования ИСМ был разработан и утвержден приказом годовой график внутренних аудитов по направлениям деятельности организации. Для оперативного планирования процесса внутреннего аудита, необходимо выбрать аудируемый процесс с учетом результативности его функционирования по данным проверок за предыдущий период.

В процессе аудита аудиторы выявляют события низкого уровня. Предприятие должно поддерживать эффективную систему сбора и обработки информации о событиях низкого уровня, обеспечивать функционирование этой системы в полном объеме. На основании анализа полученных результатов разрабатывается процедура оценок событий и принятие соответствующих корректирующих действий. Событие низкого уровня (СНУ) – нежелательное событие (отклонение от нормального состояния) или ряд нежелательных событий (отклонений от нормального состояния) с отсутствием и/или с минимальными негативными последствиями, которое не достигает порога значимого и не подлежащее учету и расследованию. К событиям низкого уровня также относятся дефекты малозначительные события [2]. К СНУ относятся: неисправности оборудования, систем и элементов; отклонения от нормального эксплуатационного режима; отклонения от установленного порядка производства оперативных переключений и других эксплуатационных операций; замечания по эксплуатационному порядку; отклонения от порядка или условий выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР), проверкам и испытаниям оборудования, систем и элементов; недостатки в обеспечении работ по ТОиР, проверкам и испытаниям, исправным и поверенным инструментом, приспособлениями, средствами контроля и измерений; несоответствие эксплуатационной (в том числе ремонтной) документации и управленческой технической документации требованиям нормативной или проектно-конструкторской документации; замечания, выявленные по результатам проверки знаний персонала и по результатам противоаварийных тренировок; несоответствия в порядке или условиях подготовки и поддержания квалификации персонала.

Верхним порогом определения принадлежности события к СНУ является:

– отсутствие у событий последствий, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность;

– отсутствие у события признаков, по которым оно подлежит учету и расследованию.

Нижний порог значимости отсутствует – любое несоответствие на предварительном этапе может быть классифицировано персоналом как СНУ. Блок-схема передачи информации о СНУ представлена на рис. 1.

Представим результаты анализа событий низкого уровня по видам безопасности и направлениям деятельности подразделений, выявленных в 2015 и 2016 годах, а также тенденций изменения СНУ по основным классификационным кодам. Вид СНУ определяется видом безопасности или направлением деятельности организации. Классификационный код СНУ определялся по отраслевому классификатору и состоит из 18 категорий основных видов деятельности: A – Информативность; В – Процедуры и документы; C – Эргономика и оборудование; D – Условия на рабочем месте; F – Недостатки организации выполнения работ; G – Планирование проведения работ; H – Контроль за работами; I – Недостатки подготовки персонала; J – Управление изменениями – управление реконструкциями, заменой оборудования, арматуры, трубопроводов и т.д.; K – Управление персоналом и материалами – как для выполнения задач назначается персонал, выделяются материалы; L – Управление эксплуатацией – методы, используемые по составляющим управления; M – Проектные решения – компоновка систем и подсистем для поддержки эксплуатации ТОиР; N – Подбор, монтаж оборудования; O – Техобслуживания и ремонт / испытания – процесс поддержания оборудования в оптимальном состоянии; P – Эксплуатация систем и оборудования – фактическое функционирование оборудования или компонента; Q – Внешние влияния; R – Культура безопасности; S – Личностные качества.

Общее количество и распределение СНУ по классификационным категориям показано на рис. 2.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1) в 2016 г., как и в 2015 г., основное количество СНУ выявляется по классификационным кодам В, С, D, О, Р (92%). При этом основная часть замечаний относится к порядку на рабочих местах, нарушению графиков ТОиР, маркировке оборудования и помещений;

2) в 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. увеличилось количество СНУ с классификационным кодом О (на 62%);

3) уменьшилось количество СНУ категории «условия на рабочем месте».

loman1.tiff

Рис. 1. Блок-схема передачи информации о СНУ

loman2.tiff

Рис. 2. Диаграмма распределения СНУ по категориям в 2015–2016 гг.

Результаты аудита помогают руководителям подразделений разработать программу организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и обеспечить правильность и надежность принятия решений для обеспечения результативности процессов ИСМ высшим руководством.