Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INVESTIGATION OF COMPETITION BETWEEN RUSSIAN TELEVISION CHANNELS AND INTERNET SITES BASED ON QUANTITATIVE ANALYSIS OF THEIR USER AUDIENCE

Yusupova K.O. 1
1 Bauman Moscow State Technical University
The issues of the existence of competition between projects and services developed for Internet users by Russian companies Yandex, Mail.Ru Group, Rambler&Co are examined, as well as the dynamics of the popularity of Russian television channels and the factors that influence this process. The analysis of statistical data of the research company Mediascope on the number of the Internet and television audience has been carried out. The information will be gathered and processed in one chosen city characterized by nearly identical behaviour of the audience each year (without abnormal changes). The identification of competitive links was carried out by calculating the correlation between the percentage of people who visit the largest Internet projects every month. Similar calculations were made for the audience of the leading Russian TV channels, but as an initial data, an array of data was formed with the dynamics of the average daily share of viewers relative to each previous week.
population proportion
rating
statistics
correlation
media planning
competition
modeling

По данным компании Alexa по состоянию на январь 2018 года в топ-20 веб-сайтов по посещаемости в Российском Интернете входят сайты таких IT-корпораций как: Google Inc., Yandex, Mail.RuGroup, Rambler&Co. В связи с тем, что ряд проектов и сервисов, разработанных для пользователей Интернета российскими компаниями, являются конкурирующими, возникает естественный интерес к тому, какие информационные продукты наиболее активно используются жителями России [1]. Для проведения анализа предпочтений аудитории в тот или иной временной период были выбраны следующие проекты Рунета – русскоязычного сегмента Глобальной Сети (табл. 1).

Таблица 1

Холдинги и их проекты

Yandex

Mail.Ru Group

Rambler&Co

Яндекс//

Главная страница

Mail.ru//

Главная страница

Rambler//

Главная страница

Яндекс//Почта

Mail.ru//Почта

Rambler//Почта

Яндекс//Новости

Mail.ru//Новости

Rambler//Новости

Такая подборка сайтов, очевидно, имеет пересечения по тематикам (почта, новости, видео и т.д.), что подразумевает под собой наличие некоторой конкурентной взаимосвязи по доле посетителей от общего числа пользователей Интернета. Проверка этого предположения является первой задачей данной работы. Данные, используемые в работе для расчетов, взяты из отчетов проекта WEB-Index компании Mediascope. Этот проект предоставляет детальную информацию об объемах аудитории интернета в крупнейших городах РФ и России в целом [2].

Рассмотрим имеющийся массив данных по количеству москвичей (Reach’000) в социально-демографической возрастной группе 12–64 (от 12 лет до 64), которые составляли аудиторию каждого проекта ежемесячно на протяжении 2015–2017 гг. Фрагмент с данными за 2015 год в качестве примера представлен в табл. 2 [3].

Таблица 2

Ежемесячная аудитория проектов в 2015 году (тыс. чел.)

Год

2015

Месяц

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Проект

Mail.ru // Почта

4443,9

4386,4

4445,9

4483,4

4320,3

4395,8

4099,1

3998,6

4089,6

4107,0

4094,1

4068,7

Mail.ru // Гл. страница

4256,5

4165,7

4177,6

4266,5

4119,7

4168,2

3977,8

3843,9

3975,3

4018,8

4012,1

4022,1

Mail.ru // Новости

2208,2

2126,2

2379,7

2132,4

2082,9

2041,6

1786,3

1844,2

1861,7

1865,5

2076,4

1887,0

Яндекс // Гл. страница

5734,0

5649,4

5637,1

5748,6

5720,6

5696,3

5546,3

5544,6

5513,3

5541,9

5654,2

5628,0

Яндекс // Новости

3531,4

3391,7

3437,6

3461,6

3358,7

3462,3

3183,5

3309,8

3331,8

3444,0

3732,4

3719,2

Яндекс // Почта

3496,3

3419,3

3384,0

3528,1

3360,0

3314,8

3114,2

3226,8

3365,7

3199,7

3271,5

3272,9

Rambler // Гл. страница

1639,4

1648,6

1319,9

1380,1

1278,8

1279,2

1161,9

1126,2

1286,3

1266,7

1332,6

1248,1

Rambler // Новости

1488,8

1464,5

1210,3

1168,4

1042,7

1135,6

1007,2

1021,9

1097,2

1279,2

1345,8

1209,4

Rambler // Почта

724,5

641,4

664,5

717,1

713,1

667,5

570,5

651,2

672,4

688,5

599,8

630,6

Расчеты зависимостей между сайтами показали вполне очевидный факт: проекты, которые находятся в пределах одного холдинга (например, Yandex), сильно зависят друг от друга по посещаемости. Объясняется это достаточно просто: при переходе на главную страницу любого поискового сайта мы автоматически видим раздел с новостями, и нам доступен удобный переход на любой из его проектов, среди которых обычно самый необходимый – это почта. Так интерес к одному из разделов сайта влечет за собой прибавление в аудитории других его разделов. В табл. 3 отображены результаты расчетов коэффициентов корреляции между числом посетителей каждого из рассматриваемых проектов [4].

Таблица 3

Матрица коэффициентов корреляции между числом посетителей проектов

 

Mail.ru // Почта

Mail.ru // Гл. страница

Mail.ru // Новости

Яндекс // Гл. страница

Яндекс // Новости

Яндекс // Почта

Rambler // Гл. страница

Rambler // Новости

Rambler // Почта

Mail.ru //

Почта

1,0000

 

 

 

 

 

 

 

 

Mail.ru // Гл.страница

0,9816

1,0000

           

 

Mail.ru // Новости

0,8440

0,8054

1,0000

         

 

Яндекс // Гл. страница

0,9480

0,9652

0,7551

1,0000

       

 

Яндекс // Новости

0,5491

0,6114

0,5535

0,6183

1,0000

     

 

Яндекс //

Почта

0,8554

0,8849

0,7058

0,8923

0,6150

1,0000

   

 

Rambler // Гл.страница

0,7488

0,7200

0,7179

0,6710

0,3874

0,6684

1,0000

 

 

Rambler // Новости

0,5513

0,5236

0,5755

0,4963

0,3478

0,4872

0,8091

1,0000

 

Rambler // Почта

0,1035

0,1645

0,0044

0,1785

0,3036

0,3496

0,0421

0,0334

1,0000

Из значений коэффициентов корреляции видно, что для рассматриваемого показателя (количества москвичей, Reach) наблюдается слабая зависимость между сайтами разных холдингов, а это свидетельствует о том, что конкуренции (отрицательной корреляции) между данными сайтами нет. Подтвердим сделанные выводы аналогичным методом, но на основе данных по другому показателю. Возьмем относительный показатель Reach Column% % доля аудитории проекта от всех пользователей Интернета в социально-демографической группе (%).

Данная статистика удобна тем, что рассматривается ограниченный круг людей (только аудитория Интернета), поэтому отношения аудиторий двух сайтов к одному и тому же числу в определенной степени должны быть зависимы. Проверка этого предположения представлена на табл. 4. На нем мы видим, что посещаемость абсолютно всех сайтов не имеет сильной зависимости с другими сайтами. Таким образом, расчеты показывают, что между выбранными крупными сайтами конкуренции нет. Аудитория Интернета с каждым месяцем растет, и интерес ко всем проектам известных холдингов увеличивается примерно с одинаковой скоростью и независимо друг от друга [5].

Таблица 4

Матрица коэффициентов корреляции по показателю Reach Column (%)

 

Mail.ru // Почта

Mail.ru // Гл. страница

Mail.ru // Новости

Яндекс // Гл. страница

Яндекс // Новости

Яндекс // Почта

Rambler // Гл. страница

Rambler // Новости

Rambler // Почта

Mail.ru //

Почта

1

               

Mail.ru // Гл.страница

0,8424

1

             

Mail.ru // Новости

0,3382

0,4945

1

           

Яндекс // Гл. страница

-0,0146

0,4114

0,5803

1

         

Яндекс // Новости

-0,3592

0,0636

0,5338

0,8340

1

       

Яндекс //

Почта

0,3218

0,6321

0,6159

0,7799

0,5336

1

     

Rambler // Гл.страница

0,1953

0,4332

0,6198

0,5598

0,4729

0,7071

1

   

Rambler // Новости

0,1456

0,4303

0,6950

0,6583

0,6596

0,6903

0,8712

1

 

Rambler // Почта

0,1305

0,3136

0,4721

0,5425

0,5681

0,5956

0,4959

0,4892

1

Выше изложенные рассуждения и сопровождающие их расчеты демонстрируют следующие ситуации. Достаточно частым явлением стало закрепление за одним лицом нескольких адресов электронной почты разных сервисов. Таким образом, человек имеет возможность относиться к аудитории сразу нескольких однопрофильных проектов. Также часто встречается стандартная настройка веб-браузеров на стартовую страницу (как правило, это главные страницы поисковых сайтов), не соответствующую интересам посетителя, что добавляет веса к ее аудитории автоматически и к аудитории сайта, на который потом посетитель перенаправляется.

Немного другая ситуация наблюдается для следующего сегмента – ТВ. Рассмотрим данные по доле зрителей следующих каналов: Россия 1, Первый, НТВ, СТС, ТНТ. Первые три канала относятся к самым крупным по размеру аудитории каналам на телевидении. ТНТ и СТС относятся к самым крупным развлекательным каналам, которые на первый взгляд вполне могут конкурировать. Данные, используемые в работе, предоставляются в рамках проекта TV-INDEX компании Mediascope. В таблице 5 приведены значения среднесуточной доли зрителей за каждую неделю III-IV кварталов 2017 года для каждого из каналов [6]. Данная таблица – пример структуры имеющихся данных. Расчеты по телевидению проводились за 2015–2017 гг.

Используя методы корреляционного анализа, было выявлено, что между каналами Россия 1 и Первый канал наблюдается сильная отрицательная связь (R ≈ –0,895). Другими, словами выявлена некая закономерность: с увеличением аудитории одного канала, уменьшается аудитория другого. Для канала НТВ не было получено интересующих нас значений коэффициентов корреляции. Поэтому, говоря подробно в дальнейшем о конкуренции крупнейших каналов, мы в первую очередь будем рассматривать зависимость количества телезрителей на каналах Россия 1 и Первый канал.

Таблица 5

Динамика (%) доли зрителей ТВ по сравнению с предыдущей неделей, 2017 год

ПЕРВЫЙ КАНАЛ

РОССИЯ 1

НТВ

ТНТ

СТС

Недели

-14,0

7,1

3,3

0,0

14,3

3.07 – 9.07

11,5

-13,3

1,1

2,5

-16,7

10.07 – 16.07

-5,2

3,1

2,1

4,9

2,5

17.07 – 23.07

3,6

7,5

2,0

-2,3

-2,4

24.07 – 30.07

-0,9

0,0

-8,0

-2,4

12,5

31.07 – 6.08

1,8

-6,9

-3,3

9,8

2,2

7.08 – 13.08

0,0

-4,5

2,2

0,0

10,9

14.08 – 20.08

-11,3

-1,6

6,6

15,6

-13,7

21.08 – 27,08

10,8

4,8

-6,2

-9,6

20,5

28.08–3.09

3,5

-6,1

-7,7

19,1

-11,3

4.09 – 10.09

-4,3

0,8

9,5

0,0

-6,4

11.09 – 17.09

1,8

0,8

9,8

1,8

15,9

18.09 – 24.09

8,8

-1,6

-6,9

-5,3

2,0

25.09 – 1.10

-0,8

-0,8

6,4

14,8

-3,8

2.10 – 8.10

-1,6

4,9

5,0

-12,9

-2,0

9.10 – 15.10

0,0

-5,4

0,0

-11,1

12,2

16.10–22.10

0,8

-0,8

-3,8

16,7

-10,9

23.10 – 29.10

-1,6

7,4

-19,8

-5,4

6,1

30.10 – 5.11

2,5

-3,1

21,0

-9,4

-3,8

6.11 – 12.11

-1,6

9,5

-3,1

-2,1

-4,0

13.11 – 19.11

-5,8

2,9

1,1

-2,1

4,2

20.11 – 26.11

6,1

-5,6

-2,1

0,0

-6,0

27.11 – 3.12

0,0

10,4

-4,3

6,5

0,0

4.12 – 10.12

-2,5

3,4

-2,2

-6,1

8,5

11.12 – 17.12

-0,8

-0,7

-6,8

-2,2

-2,0

18.12 – 24.12

12,0

5,3

-6,1

2,2

-2,0

25.12 – 31.12

Для каналов СТС и ТНТ не было выявлено существенной зависимости и закономерности в изменении динамики пользовательской аудитории. Коэффициент корреляции для этих каналов равен –0,396. То есть наблюдается очень слабая (стоит заметить, отрицательная) связь. Влияние одних каналов на популярность других выявлена только в одном из рассмотренных случаев. Объяснить это, по нашему мнению, можно тем, что, в отличие от Интернета, полноценный одновременный просмотр двух каналов на одном устройстве не возможен. Поэтому, действительно, размер аудитории каналов варьируется, оказывая воздействие на другие каналы в той или иной степени.