По данным компании Alexa по состоянию на январь 2018 года в топ-20 веб-сайтов по посещаемости в Российском Интернете входят сайты таких IT-корпораций как: Google Inc., Yandex, Mail.RuGroup, Rambler&Co. В связи с тем, что ряд проектов и сервисов, разработанных для пользователей Интернета российскими компаниями, являются конкурирующими, возникает естественный интерес к тому, какие информационные продукты наиболее активно используются жителями России [1]. Для проведения анализа предпочтений аудитории в тот или иной временной период были выбраны следующие проекты Рунета – русскоязычного сегмента Глобальной Сети (табл. 1).
Таблица 1
Холдинги и их проекты
Yandex |
Mail.Ru Group |
Rambler&Co |
Яндекс// Главная страница |
Mail.ru// Главная страница |
Rambler// Главная страница |
Яндекс//Почта |
Mail.ru//Почта |
Rambler//Почта |
Яндекс//Новости |
Mail.ru//Новости |
Rambler//Новости |
Такая подборка сайтов, очевидно, имеет пересечения по тематикам (почта, новости, видео и т.д.), что подразумевает под собой наличие некоторой конкурентной взаимосвязи по доле посетителей от общего числа пользователей Интернета. Проверка этого предположения является первой задачей данной работы. Данные, используемые в работе для расчетов, взяты из отчетов проекта WEB-Index компании Mediascope. Этот проект предоставляет детальную информацию об объемах аудитории интернета в крупнейших городах РФ и России в целом [2].
Рассмотрим имеющийся массив данных по количеству москвичей (Reach’000) в социально-демографической возрастной группе 12–64 (от 12 лет до 64), которые составляли аудиторию каждого проекта ежемесячно на протяжении 2015–2017 гг. Фрагмент с данными за 2015 год в качестве примера представлен в табл. 2 [3].
Таблица 2
Ежемесячная аудитория проектов в 2015 году (тыс. чел.)
Год |
2015 |
|||||||||||
Месяц |
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Проект |
||||||||||||
Mail.ru // Почта |
4443,9 |
4386,4 |
4445,9 |
4483,4 |
4320,3 |
4395,8 |
4099,1 |
3998,6 |
4089,6 |
4107,0 |
4094,1 |
4068,7 |
Mail.ru // Гл. страница |
4256,5 |
4165,7 |
4177,6 |
4266,5 |
4119,7 |
4168,2 |
3977,8 |
3843,9 |
3975,3 |
4018,8 |
4012,1 |
4022,1 |
Mail.ru // Новости |
2208,2 |
2126,2 |
2379,7 |
2132,4 |
2082,9 |
2041,6 |
1786,3 |
1844,2 |
1861,7 |
1865,5 |
2076,4 |
1887,0 |
Яндекс // Гл. страница |
5734,0 |
5649,4 |
5637,1 |
5748,6 |
5720,6 |
5696,3 |
5546,3 |
5544,6 |
5513,3 |
5541,9 |
5654,2 |
5628,0 |
Яндекс // Новости |
3531,4 |
3391,7 |
3437,6 |
3461,6 |
3358,7 |
3462,3 |
3183,5 |
3309,8 |
3331,8 |
3444,0 |
3732,4 |
3719,2 |
Яндекс // Почта |
3496,3 |
3419,3 |
3384,0 |
3528,1 |
3360,0 |
3314,8 |
3114,2 |
3226,8 |
3365,7 |
3199,7 |
3271,5 |
3272,9 |
Rambler // Гл. страница |
1639,4 |
1648,6 |
1319,9 |
1380,1 |
1278,8 |
1279,2 |
1161,9 |
1126,2 |
1286,3 |
1266,7 |
1332,6 |
1248,1 |
Rambler // Новости |
1488,8 |
1464,5 |
1210,3 |
1168,4 |
1042,7 |
1135,6 |
1007,2 |
1021,9 |
1097,2 |
1279,2 |
1345,8 |
1209,4 |
Rambler // Почта |
724,5 |
641,4 |
664,5 |
717,1 |
713,1 |
667,5 |
570,5 |
651,2 |
672,4 |
688,5 |
599,8 |
630,6 |
Расчеты зависимостей между сайтами показали вполне очевидный факт: проекты, которые находятся в пределах одного холдинга (например, Yandex), сильно зависят друг от друга по посещаемости. Объясняется это достаточно просто: при переходе на главную страницу любого поискового сайта мы автоматически видим раздел с новостями, и нам доступен удобный переход на любой из его проектов, среди которых обычно самый необходимый – это почта. Так интерес к одному из разделов сайта влечет за собой прибавление в аудитории других его разделов. В табл. 3 отображены результаты расчетов коэффициентов корреляции между числом посетителей каждого из рассматриваемых проектов [4].
Таблица 3
Матрица коэффициентов корреляции между числом посетителей проектов
|
Mail.ru // Почта |
Mail.ru // Гл. страница |
Mail.ru // Новости |
Яндекс // Гл. страница |
Яндекс // Новости |
Яндекс // Почта |
Rambler // Гл. страница |
Rambler // Новости |
Rambler // Почта |
Mail.ru // Почта |
1,0000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Mail.ru // Гл.страница |
0,9816 |
1,0000 |
|
||||||
Mail.ru // Новости |
0,8440 |
0,8054 |
1,0000 |
|
|||||
Яндекс // Гл. страница |
0,9480 |
0,9652 |
0,7551 |
1,0000 |
|
||||
Яндекс // Новости |
0,5491 |
0,6114 |
0,5535 |
0,6183 |
1,0000 |
|
|||
Яндекс // Почта |
0,8554 |
0,8849 |
0,7058 |
0,8923 |
0,6150 |
1,0000 |
|
||
Rambler // Гл.страница |
0,7488 |
0,7200 |
0,7179 |
0,6710 |
0,3874 |
0,6684 |
1,0000 |
|
|
Rambler // Новости |
0,5513 |
0,5236 |
0,5755 |
0,4963 |
0,3478 |
0,4872 |
0,8091 |
1,0000 |
|
Rambler // Почта |
0,1035 |
0,1645 |
0,0044 |
0,1785 |
0,3036 |
0,3496 |
0,0421 |
0,0334 |
1,0000 |
Из значений коэффициентов корреляции видно, что для рассматриваемого показателя (количества москвичей, Reach) наблюдается слабая зависимость между сайтами разных холдингов, а это свидетельствует о том, что конкуренции (отрицательной корреляции) между данными сайтами нет. Подтвердим сделанные выводы аналогичным методом, но на основе данных по другому показателю. Возьмем относительный показатель Reach Column% % доля аудитории проекта от всех пользователей Интернета в социально-демографической группе (%).
Данная статистика удобна тем, что рассматривается ограниченный круг людей (только аудитория Интернета), поэтому отношения аудиторий двух сайтов к одному и тому же числу в определенной степени должны быть зависимы. Проверка этого предположения представлена на табл. 4. На нем мы видим, что посещаемость абсолютно всех сайтов не имеет сильной зависимости с другими сайтами. Таким образом, расчеты показывают, что между выбранными крупными сайтами конкуренции нет. Аудитория Интернета с каждым месяцем растет, и интерес ко всем проектам известных холдингов увеличивается примерно с одинаковой скоростью и независимо друг от друга [5].
Таблица 4
Матрица коэффициентов корреляции по показателю Reach Column (%)
|
Mail.ru // Почта |
Mail.ru // Гл. страница |
Mail.ru // Новости |
Яндекс // Гл. страница |
Яндекс // Новости |
Яндекс // Почта |
Rambler // Гл. страница |
Rambler // Новости |
Rambler // Почта |
Mail.ru // Почта |
1 |
||||||||
Mail.ru // Гл.страница |
0,8424 |
1 |
|||||||
Mail.ru // Новости |
0,3382 |
0,4945 |
1 |
||||||
Яндекс // Гл. страница |
-0,0146 |
0,4114 |
0,5803 |
1 |
|||||
Яндекс // Новости |
-0,3592 |
0,0636 |
0,5338 |
0,8340 |
1 |
||||
Яндекс // Почта |
0,3218 |
0,6321 |
0,6159 |
0,7799 |
0,5336 |
1 |
|||
Rambler // Гл.страница |
0,1953 |
0,4332 |
0,6198 |
0,5598 |
0,4729 |
0,7071 |
1 |
||
Rambler // Новости |
0,1456 |
0,4303 |
0,6950 |
0,6583 |
0,6596 |
0,6903 |
0,8712 |
1 |
|
Rambler // Почта |
0,1305 |
0,3136 |
0,4721 |
0,5425 |
0,5681 |
0,5956 |
0,4959 |
0,4892 |
1 |
Выше изложенные рассуждения и сопровождающие их расчеты демонстрируют следующие ситуации. Достаточно частым явлением стало закрепление за одним лицом нескольких адресов электронной почты разных сервисов. Таким образом, человек имеет возможность относиться к аудитории сразу нескольких однопрофильных проектов. Также часто встречается стандартная настройка веб-браузеров на стартовую страницу (как правило, это главные страницы поисковых сайтов), не соответствующую интересам посетителя, что добавляет веса к ее аудитории автоматически и к аудитории сайта, на который потом посетитель перенаправляется.
Немного другая ситуация наблюдается для следующего сегмента – ТВ. Рассмотрим данные по доле зрителей следующих каналов: Россия 1, Первый, НТВ, СТС, ТНТ. Первые три канала относятся к самым крупным по размеру аудитории каналам на телевидении. ТНТ и СТС относятся к самым крупным развлекательным каналам, которые на первый взгляд вполне могут конкурировать. Данные, используемые в работе, предоставляются в рамках проекта TV-INDEX компании Mediascope. В таблице 5 приведены значения среднесуточной доли зрителей за каждую неделю III-IV кварталов 2017 года для каждого из каналов [6]. Данная таблица – пример структуры имеющихся данных. Расчеты по телевидению проводились за 2015–2017 гг.
Используя методы корреляционного анализа, было выявлено, что между каналами Россия 1 и Первый канал наблюдается сильная отрицательная связь (R ≈ –0,895). Другими, словами выявлена некая закономерность: с увеличением аудитории одного канала, уменьшается аудитория другого. Для канала НТВ не было получено интересующих нас значений коэффициентов корреляции. Поэтому, говоря подробно в дальнейшем о конкуренции крупнейших каналов, мы в первую очередь будем рассматривать зависимость количества телезрителей на каналах Россия 1 и Первый канал.
Таблица 5
Динамика (%) доли зрителей ТВ по сравнению с предыдущей неделей, 2017 год
ПЕРВЫЙ КАНАЛ |
РОССИЯ 1 |
НТВ |
ТНТ |
СТС |
Недели |
-14,0 |
7,1 |
3,3 |
0,0 |
14,3 |
3.07 – 9.07 |
11,5 |
-13,3 |
1,1 |
2,5 |
-16,7 |
10.07 – 16.07 |
-5,2 |
3,1 |
2,1 |
4,9 |
2,5 |
17.07 – 23.07 |
3,6 |
7,5 |
2,0 |
-2,3 |
-2,4 |
24.07 – 30.07 |
-0,9 |
0,0 |
-8,0 |
-2,4 |
12,5 |
31.07 – 6.08 |
1,8 |
-6,9 |
-3,3 |
9,8 |
2,2 |
7.08 – 13.08 |
0,0 |
-4,5 |
2,2 |
0,0 |
10,9 |
14.08 – 20.08 |
-11,3 |
-1,6 |
6,6 |
15,6 |
-13,7 |
21.08 – 27,08 |
10,8 |
4,8 |
-6,2 |
-9,6 |
20,5 |
28.08–3.09 |
3,5 |
-6,1 |
-7,7 |
19,1 |
-11,3 |
4.09 – 10.09 |
-4,3 |
0,8 |
9,5 |
0,0 |
-6,4 |
11.09 – 17.09 |
1,8 |
0,8 |
9,8 |
1,8 |
15,9 |
18.09 – 24.09 |
8,8 |
-1,6 |
-6,9 |
-5,3 |
2,0 |
25.09 – 1.10 |
-0,8 |
-0,8 |
6,4 |
14,8 |
-3,8 |
2.10 – 8.10 |
-1,6 |
4,9 |
5,0 |
-12,9 |
-2,0 |
9.10 – 15.10 |
0,0 |
-5,4 |
0,0 |
-11,1 |
12,2 |
16.10–22.10 |
0,8 |
-0,8 |
-3,8 |
16,7 |
-10,9 |
23.10 – 29.10 |
-1,6 |
7,4 |
-19,8 |
-5,4 |
6,1 |
30.10 – 5.11 |
2,5 |
-3,1 |
21,0 |
-9,4 |
-3,8 |
6.11 – 12.11 |
-1,6 |
9,5 |
-3,1 |
-2,1 |
-4,0 |
13.11 – 19.11 |
-5,8 |
2,9 |
1,1 |
-2,1 |
4,2 |
20.11 – 26.11 |
6,1 |
-5,6 |
-2,1 |
0,0 |
-6,0 |
27.11 – 3.12 |
0,0 |
10,4 |
-4,3 |
6,5 |
0,0 |
4.12 – 10.12 |
-2,5 |
3,4 |
-2,2 |
-6,1 |
8,5 |
11.12 – 17.12 |
-0,8 |
-0,7 |
-6,8 |
-2,2 |
-2,0 |
18.12 – 24.12 |
12,0 |
5,3 |
-6,1 |
2,2 |
-2,0 |
25.12 – 31.12 |
Для каналов СТС и ТНТ не было выявлено существенной зависимости и закономерности в изменении динамики пользовательской аудитории. Коэффициент корреляции для этих каналов равен –0,396. То есть наблюдается очень слабая (стоит заметить, отрицательная) связь. Влияние одних каналов на популярность других выявлена только в одном из рассмотренных случаев. Объяснить это, по нашему мнению, можно тем, что, в отличие от Интернета, полноценный одновременный просмотр двух каналов на одном устройстве не возможен. Поэтому, действительно, размер аудитории каналов варьируется, оказывая воздействие на другие каналы в той или иной степени.