Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MODERN NATIONAL TRADITIONS OF CULTURAL LEISURE AND RECREATION OF CITIZENS OF YAKUTSK

Pinigina O.N. 1 Pelmeneva N.S. 1
1 Arctic State institute culture and arts
This article aims to open up the meaning of the concept of a city as a socio-cultural system. As mentioned in the Concept of Cultural Policy in Yakutia until 2030, at the moment a network of socio-cultural institutions have been formed: cultural, recreational facilities, libraries, museums, theaters, educational institutions, cinemas and art institutions. Theater, music, fine arts, choreography, circus art, literature and cinematography are actively developing. The achievements in these fields have become a national and cultural pride and have been widely recognized outside the Republic. A normative legal framework for the development of culture is being formed, the Republic is actively participating in international and inter-regional cultural exchanges; the program "Revival of Traditional Culture" has been implemented and it plays a significant role in the revival of the cultural heritage of the Republic and consists of four parts: Khomus - Ysyakh - Olonkho - Itehel. In the opinion of the Republic’s most acclaimed researchers (E.P.Vinokurova, M.E.Nikolaev, O.N.Pinigina, I.I.Podoynitsyn, etc.) the culture of the city is a strategic resource focused on raising the cultural level and quality of life, development of inter-regional, international cultural and spiritual cooperation, philanthropy, government-private partnerships, as well as enhancement of the prestige of the cultural worker. In this context, measures should be considered to improve conditions and expand opportunities for real access for the people to cultural treasures and information.
leisure
cultural policies
cultural institutions
spirituality
cultural heritage

В данной статье ставится цель раскрыть сущность понятия города как социально-культурной системы. Как отмечается в Концепции культурной политики Якутии до 2030 года, к настоящему времени в культуре Якутии сформирована сеть учреждений культуры – культурно-досуговых учреждений, библиотек, музеев, театров, образовательных учреждений, кинотеатров и других учреждений культуры и искусства. Активно развиваются театральное, музыкальное, изобразительное, хореографическое, цирковое искусство, литература и кинематография, достижения в них стали национальным культурным достоянием, получившим широкое признание за пределами республики. Формируется нормативная правовая база развития культуры, республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене; реализуется программа «Возрождение традиционной культуры», которая играет огромную роль в возрождении культурного наследия республики и состоит из четырёх направлений: «Хомус» — «Ысыах» — «Олонхо» — «Итэ?эл» [7].

Культура города является, по мнению многих исследователей республики (Е.П.Винокурова, М.Е.Николаев, О.Н.Пинигина, И.И.Подойницына и др.), стратегическим ресурсом, ориентированным на повышение культурного уровня и качества жизни населения, развитие межрегионального и международного культурно-духовного взаимодействия, меценатства, благотворительности, государственно-частного партнерства, а также повышения престижа профессии работника культуры. В данном контексте следует рассматривать меры по улучшению условий и расширения возможностей для реального доступа населения к культурным ценностям и информации.

В ходе реализации культурной политики в городе значительно возросло число культурных событий, и для его жителей открылся доступ в галереи, на выставки, в музеи и театры. Так, в текущем году были проведены выставки на темы: «Постоянная экспозиция Галереи зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева»; «Постоянная экспозиция Картинной галереи Афанасия Осипова»; «Гордо реет флаг Российский»; «Муза и поэт», посвященная 90-летию со дня рождения отличника народного просвещения РСФСР, Учителя учителей Республики Саха (Якутия), ветерана педагогического труда и тыла Марии Спиридоновны Арбыкиной и 90-летию со дня рождения народного писателя Республики Саха (Якутия), ветерана труда и тыла Семена Титовича Руфова; «Евангельские мотивы Тимофея Степанова», посвященная известному якутскому живописцу, мастеру и художнику – реставратору Тимофею Степанову. Участники выставки, посетители, гости имели возможность познакомиться с картинами по Евангельским сюжетам, раскрывающие темы поиска истины, соотношения духовного и материального в жизни человека («Тайная вечеря», 1991; «Поцелуй Иуды», 1998; «Что есть истина?» 1999-2000; «Распятие» 1990-1991). Моменты высшего просветления божественного Духа, картины падения и греха – вот грани и бездны человеческого самопознания, которые так бесстрашно и зримо исследует художник. Тема Христианства в творчестве художника тесно переплетается с религиозным мировоззрением древних якутов и его культовыми обрядами.

Интерес вызвала и фотовыставка в рамках V Якутского международного кинофестиваля "Якутия в образах".

В Сокровищнице Якутии стартовала неделя "Прикоснись к ценностям", приуроченная к 25-летию со дня основания главной кладовой богатств республики. Каждый посетитель смог не только увидеть уникальную коллекцию Государственного хранилища ценностей Якутии, но и в буквальном смысле прикоснуться к настоящему слитку золота весом 12 килограмм. Руководство Гохрана Республики Саха (Якутия) пошло навстречу многолетней просьбе посетителей - в качестве исключения только на этой неделе из хранилища были представлены ценные экспонаты.

Большую лепту в развитие культурной жизни города вносит Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) – крупнейшее художественное собрание на севере-востоке Сибири. Его создатели, можно сказать без преувеличения, воздвигли на вечной мерзлоте, называемой «Сибирским сфинксом», храм искусства, храм своей мечты и надежды.

Не все горожане знают глубоко историю создания и деятельности музея. Предлагаемые экскурсии помогают осознать, насколько велика его роль в воспитании патриотизма, чувства собственного достоинства и гордости у народов Якутии. Проведенное нами исследование показало, что история музея восходит к далеким 1920-м годам и связана с научно-исследовательским обществом “Саха кэскилэ” (Будущее якутов), в котором секцию искусства с самого начала возглавляли выдающиеся деятели национальной культуры, литературы и искусства П.А.Ойунский и А.И.Софронов. Хотелось бы немного рассказать о музее, чтобы привлечь внимание читателей к периоду становления музея.

Открытие картинного зала при Областном краеведческом музее состоялось в далеком 1928 году. А в 1946 году картинный зал, при деятельном участии учёного-этнографа С.И. Боло, первых художников Якутии П.П. Романова, М.М. Носова, был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств. Сегодня в столице Якутии работают - Галерея зарубежного искусства им. М.Ф.Габышева, Картинная галерея академика Афанасия Осипова, Выставочный зал музея. Собрание музея включает коллекции отечественного и зарубежного искусства XVI – XX вв. Классическое русское искусство XVIII – XX вв. представлено подписными подлинниками В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, К.Е. и В.Е. Маковских, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина и др. [6]. Если использовать возможности информационной рекламы по радио, телевидению и в прессе о картинном зале и достоинствах музея, то можно быть уверенным в том, что посетителей будет гораздо больше, и все эти люди посетят музей сознательно с желанием больше узнать о национальном искусстве выдающихся соотечественников.

Дальнейшее исследование фактов и событий в культурной сфере жизнедеятельности Якутска показали, что в Национальном художественном музее открылась выставка картин художника-скульптора Василия Сивцева, творчество которого в полной мере подтверждает, что главной темой скульптуры всегда являлся и является Человек, его взлеты и падения, его внутренняя сущность, пространство его души. Будучи преданным сыном якутской земли, Василий Яковлевич обрел вторую родину в Красноярске – городе, ставшем настоящей творческой колыбелью художника. Подобный синтез двух начал – Якутия и красноярская земля – вкупе создало уникальное, неповторимое, глубоко интеллектуальное искусство. Последовательно и упорно разработаны мастером вопросы человеческого существования в одухотворенных живой вибрацией света и тени, экспрессивных по лепке композициях. Созданы такие значимые образы, как «Покаяние» (1999), «Мысль» (2000), «Порыв» (2000), «Коленопреклоненный» (2001). Безусловно, подобные работы ценны не только своей выразительной и сложной пластикой, но и глубокой проработкой мировоззренческих проблем, обостренной художественной образностью. Совсем другие грани творческого темперамента мастера раскрываются в станковых композициях на тему детства, юности, женственности – «Аня» (1996), «Зима» (1997), «Лето» (2000), «Карась и мальчик» и т.д. [6].

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) предложил выставку народного мастера-костореза, народного художника Якутской АССР (1952), члена Союза художников СССР (1941) Алексея Васильевича Федорова, посвященную 115-летию со дня рождения.

Для молодых и опытных ученых был организован фестиваль науки. Это тоже значимое событие в области культурного досуга горожан, который оказывает влияние на формирование духовности человека и культурному наследию народов. Остановимся на данном понятии более подробно.

Что же такое досуг? Досуг – в контексте культурной политики разграничивается на два вида деятельности человека в свободное время: 1) Личное время, используемое человеком для приобщения к культуре, выраженной в материальной и духовной форме, для культурно-досуговой деятельности, творческого саморазвития личности, овладения ею достижениями культуры и создания культурных ценностей. Именно этот вид досуга должен стать объектом государственного (муниципального) задания и получать субсидии на его реализацию. 2) Время, используемое человеком для других форм проведения свободного времени, обусловленных культурой массового потребления. Такая деятельность должна стать формой организации досуга в рамках внебюджетной деятельности, рыночных отношений [3].

Что касается духовности, то это — совокупность моральных ценностей, высших сторон внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, бескорыстии, открытости для других людей человека. Духовность не связана напрямую с религиозностью, мировоззрением, занятиями, профессией человека. Духовность сконцентрирована, как правило, в художественных образах искусства, в религиозных учениях и практиках. Общество, система культуры должны заботиться о наращивании духовного потенциала каждого человека, прежде всего, через приобщение к достижениям культуры и искусства.

Культурное наследие – совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии – все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи [8]. Нематериальное культурное наследие – это языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов Республики Саха (Якутия), музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в республике уникальная система подготовки творческих кадров.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы сделать следующие выводы. Представле­ние об отдыхе и досуге формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное на­значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми по­требностями, которые человек реализует в ее процессе, и содействовать привлечению как можно больше взрослых и молодежи к культуре города, сознательному и осмысленному участию в сохранении народного достояния и его глубокого изучения для передачи новым поколениям. В этом заключается суть культурной политики республики.