В данной статье ставится цель раскрыть сущность понятия города как социально-культурной системы. Как отмечается в Концепции культурной политики Якутии до 2030 года, к настоящему времени в культуре Якутии сформирована сеть учреждений культуры – культурно-досуговых учреждений, библиотек, музеев, театров, образовательных учреждений, кинотеатров и других учреждений культуры и искусства. Активно развиваются театральное, музыкальное, изобразительное, хореографическое, цирковое искусство, литература и кинематография, достижения в них стали национальным культурным достоянием, получившим широкое признание за пределами республики. Формируется нормативная правовая база развития культуры, республика активно участвует в международном и межрегиональном культурном обмене; реализуется программа «Возрождение традиционной культуры», которая играет огромную роль в возрождении культурного наследия республики и состоит из четырёх направлений: «Хомус» — «Ысыах» — «Олонхо» — «Итэ?эл» [7].
Культура города является, по мнению многих исследователей республики (Е.П.Винокурова, М.Е.Николаев, О.Н.Пинигина, И.И.Подойницына и др.), стратегическим ресурсом, ориентированным на повышение культурного уровня и качества жизни населения, развитие межрегионального и международного культурно-духовного взаимодействия, меценатства, благотворительности, государственно-частного партнерства, а также повышения престижа профессии работника культуры. В данном контексте следует рассматривать меры по улучшению условий и расширения возможностей для реального доступа населения к культурным ценностям и информации.
В ходе реализации культурной политики в городе значительно возросло число культурных событий, и для его жителей открылся доступ в галереи, на выставки, в музеи и театры. Так, в текущем году были проведены выставки на темы: «Постоянная экспозиция Галереи зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева»; «Постоянная экспозиция Картинной галереи Афанасия Осипова»; «Гордо реет флаг Российский»; «Муза и поэт», посвященная 90-летию со дня рождения отличника народного просвещения РСФСР, Учителя учителей Республики Саха (Якутия), ветерана педагогического труда и тыла Марии Спиридоновны Арбыкиной и 90-летию со дня рождения народного писателя Республики Саха (Якутия), ветерана труда и тыла Семена Титовича Руфова; «Евангельские мотивы Тимофея Степанова», посвященная известному якутскому живописцу, мастеру и художнику – реставратору Тимофею Степанову. Участники выставки, посетители, гости имели возможность познакомиться с картинами по Евангельским сюжетам, раскрывающие темы поиска истины, соотношения духовного и материального в жизни человека («Тайная вечеря», 1991; «Поцелуй Иуды», 1998; «Что есть истина?» 1999-2000; «Распятие» 1990-1991). Моменты высшего просветления божественного Духа, картины падения и греха – вот грани и бездны человеческого самопознания, которые так бесстрашно и зримо исследует художник. Тема Христианства в творчестве художника тесно переплетается с религиозным мировоззрением древних якутов и его культовыми обрядами.
Интерес вызвала и фотовыставка в рамках V Якутского международного кинофестиваля "Якутия в образах".
В Сокровищнице Якутии стартовала неделя "Прикоснись к ценностям", приуроченная к 25-летию со дня основания главной кладовой богатств республики. Каждый посетитель смог не только увидеть уникальную коллекцию Государственного хранилища ценностей Якутии, но и в буквальном смысле прикоснуться к настоящему слитку золота весом 12 килограмм. Руководство Гохрана Республики Саха (Якутия) пошло навстречу многолетней просьбе посетителей - в качестве исключения только на этой неделе из хранилища были представлены ценные экспонаты.
Большую лепту в развитие культурной жизни города вносит Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) – крупнейшее художественное собрание на севере-востоке Сибири. Его создатели, можно сказать без преувеличения, воздвигли на вечной мерзлоте, называемой «Сибирским сфинксом», храм искусства, храм своей мечты и надежды.
Не все горожане знают глубоко историю создания и деятельности музея. Предлагаемые экскурсии помогают осознать, насколько велика его роль в воспитании патриотизма, чувства собственного достоинства и гордости у народов Якутии. Проведенное нами исследование показало, что история музея восходит к далеким 1920-м годам и связана с научно-исследовательским обществом “Саха кэскилэ” (Будущее якутов), в котором секцию искусства с самого начала возглавляли выдающиеся деятели национальной культуры, литературы и искусства П.А.Ойунский и А.И.Софронов. Хотелось бы немного рассказать о музее, чтобы привлечь внимание читателей к периоду становления музея.
Открытие картинного зала при Областном краеведческом музее состоялось в далеком 1928 году. А в 1946 году картинный зал, при деятельном участии учёного-этнографа С.И. Боло, первых художников Якутии П.П. Романова, М.М. Носова, был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств. Сегодня в столице Якутии работают - Галерея зарубежного искусства им. М.Ф.Габышева, Картинная галерея академика Афанасия Осипова, Выставочный зал музея. Собрание музея включает коллекции отечественного и зарубежного искусства XVI – XX вв. Классическое русское искусство XVIII – XX вв. представлено подписными подлинниками В.А. Тропинина, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, К.Е. и В.Е. Маковских, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина и др. [6]. Если использовать возможности информационной рекламы по радио, телевидению и в прессе о картинном зале и достоинствах музея, то можно быть уверенным в том, что посетителей будет гораздо больше, и все эти люди посетят музей сознательно с желанием больше узнать о национальном искусстве выдающихся соотечественников.
Дальнейшее исследование фактов и событий в культурной сфере жизнедеятельности Якутска показали, что в Национальном художественном музее открылась выставка картин художника-скульптора Василия Сивцева, творчество которого в полной мере подтверждает, что главной темой скульптуры всегда являлся и является Человек, его взлеты и падения, его внутренняя сущность, пространство его души. Будучи преданным сыном якутской земли, Василий Яковлевич обрел вторую родину в Красноярске – городе, ставшем настоящей творческой колыбелью художника. Подобный синтез двух начал – Якутия и красноярская земля – вкупе создало уникальное, неповторимое, глубоко интеллектуальное искусство. Последовательно и упорно разработаны мастером вопросы человеческого существования в одухотворенных живой вибрацией света и тени, экспрессивных по лепке композициях. Созданы такие значимые образы, как «Покаяние» (1999), «Мысль» (2000), «Порыв» (2000), «Коленопреклоненный» (2001). Безусловно, подобные работы ценны не только своей выразительной и сложной пластикой, но и глубокой проработкой мировоззренческих проблем, обостренной художественной образностью. Совсем другие грани творческого темперамента мастера раскрываются в станковых композициях на тему детства, юности, женственности – «Аня» (1996), «Зима» (1997), «Лето» (2000), «Карась и мальчик» и т.д. [6].
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) предложил выставку народного мастера-костореза, народного художника Якутской АССР (1952), члена Союза художников СССР (1941) Алексея Васильевича Федорова, посвященную 115-летию со дня рождения.
Для молодых и опытных ученых был организован фестиваль науки. Это тоже значимое событие в области культурного досуга горожан, который оказывает влияние на формирование духовности человека и культурному наследию народов. Остановимся на данном понятии более подробно.
Что же такое досуг? Досуг – в контексте культурной политики разграничивается на два вида деятельности человека в свободное время: 1) Личное время, используемое человеком для приобщения к культуре, выраженной в материальной и духовной форме, для культурно-досуговой деятельности, творческого саморазвития личности, овладения ею достижениями культуры и создания культурных ценностей. Именно этот вид досуга должен стать объектом государственного (муниципального) задания и получать субсидии на его реализацию. 2) Время, используемое человеком для других форм проведения свободного времени, обусловленных культурой массового потребления. Такая деятельность должна стать формой организации досуга в рамках внебюджетной деятельности, рыночных отношений [3].
Что касается духовности, то это — совокупность моральных ценностей, высших сторон внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, бескорыстии, открытости для других людей человека. Духовность не связана напрямую с религиозностью, мировоззрением, занятиями, профессией человека. Духовность сконцентрирована, как правило, в художественных образах искусства, в религиозных учениях и практиках. Общество, система культуры должны заботиться о наращивании духовного потенциала каждого человека, прежде всего, через приобщение к достижениям культуры и искусства.
Культурное наследие – совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии – все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи [8]. Нематериальное культурное наследие – это языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов Республики Саха (Якутия), музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в республике уникальная система подготовки творческих кадров.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы сделать следующие выводы. Представление об отдыхе и досуге формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе, и содействовать привлечению как можно больше взрослых и молодежи к культуре города, сознательному и осмысленному участию в сохранении народного достояния и его глубокого изучения для передачи новым поколениям. В этом заключается суть культурной политики республики.