Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

LEGAL REGULATION AND REALIZATION OF SOCIAL HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Sigareva N.D. 1
1 Volgograd state university
The state legal policy in the system of ensuring the rights and freedoms of the person realizing the basic principles, mechanisms and also the directions of development of public consciousness is directed to formation and realization of legal status of the personality. Regulation of the social rights in the Russian Federation is carried out at the expense of a kompetentsionalny being of executive activity of public authorities, bodies of subjects and local government. The social and economic rights are represented by the most painful area at realization of human rights and the citizen as this category of the rights directly influences the level of public welfare. The legal policy in the sphere of protection and protection of the rights, freedoms and legitimate interests of the rights needs not only legal means, but also creative activity of the state which is directed to increase in the material standard of living, providing citizens, implementation of social policy. Need to promote legislative fixing of mechanisms of guaranteeing at realization of the social rights to various categories of citizens, as on state, levels of subjects, local level and also by means of citizens' initiative is revealed. In work the social human rights guaranteed by the Constitution of the Russian Federation are considered. Bases of regulation of these rights, their embodiment in the territory of the Russian Federation and also their application in the Volgograd region are designated.
rights
regulation of the social rights
realization of the social rights.

Российская Федерация согласно Конституции РФ 1993 года законодательно закрепила постулат, который признает высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Развитие системы реализации и регулирования конституционных прав дало начало для развития государства с новой стороны.

Конституция РФ провозгласила Российскую Федерацию демократическим государством, определив содержание гражданских, политических, социальных и культурных прав, закрепив многие положения Международных документов в своем содержании, к примеру, Всеобщей декларации прав человека. Текст Конституции (глава 2) закрепляет основные права человека и гражданина, которыми обладает гражданин на всей территории государства [1].

Под правами человека принято понимать характеристику правового статуса индивида, а также обязанности, по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, политической, социальной и культурной сферах [2]. 

Государственная правовая политика в системе обеспечения прав и свобод человека, реализующая основные принципы, механизмы, а также направления развития общественного сознания, направлена на формирование и реализацию правового статуса личности. Правовое регулирование представляет собой особый механизм влияния, поскольку является процессом целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Регулирование социальных прав, в большинстве случаев, в РФ осуществляется за счет компетенционального существа исполнительной деятельности органов государственной власти, органов субъектов и местного самоуправления [3].

Однако существенным отличием будет являться то обстоятельство, что демократическое общество и социально-экономические права, свойственные ему, относится не  только к государственной защите прав граждан. Данный механизм регулирования начинает действовать тогда, когда государственные гарантии осуществления социальных прав подкрепляются и утверждаются социальной самостоятельностью населения,  а также работников социальной сферы.

На сегодняшний день большое число социальных прав осуществляется некоммерческими организациями, что позволяет говорить о развитии системы некомпетенционального регулирования с помощью «третьего сектора», что положительно влияет на качество и количество предоставляемых услуг, необходимых для реализации социальных прав.

Некоммерческие организации, в современных российских условиях, оказывают адресную поддержку для нуждающихся членов общества. Также, НКО создают и внедряют инновационные виды социальных услуг и помощи, в областях где, из-за бюджетных ограничений, действия государства не возможны для реализации или же не способны реагировать быстро и целенаправленно, например, при домашнем насилии, наркомании, бездомности, подростковой преступности и безнадзорности, сиротстве, детской инвалидности.

Гибкость и оперативность НКО в борьбе с общественными проблемами позволяет говорить, что третий сектор представляет собой полигон для испытаний инновационных социальных технологий. Часто НКО, которые осуществляют деятельность по представлению и защите интересов, закладывают в целях организации развитие общественной структуры через достижение прогрессивных перемен в обществе.

За последние два десятилетия развитие и реализация правовой системы в нашей стране достигла высоких результатов при реализации целого ряда прав и свобод, в частности, политических и гражданских.

 Люди приняли свои абсолютные права: право на жизнь (ст. 20), право на охрану достоинства личности (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Граждане реализуют свое избирательное право, пользуются правом на судебную защиту прав и свобод в судебном порядке.

Между тем ситуация, которая складывается в сфере социальных прав человека, остается одной из актуальных проблем в обществе, а также крайне политизированной темой дискуссий [4]. Социально-экономические права представляются самой болезненной областью при реализации прав человека и гражданина, поскольку данная категория прав напрямую влияет на уровень общественного благосостояния.

Социальные права и свободы - это необходимые права и свободы для обеспечения социальных потребностей человека и общественной безопасности общества. Данная совокупность прописанных в Конституции РФ прав человека позволяет гражданину претендовать на получение от государства закрепленных материальных благ.

Следует отметить, что  надлежащее исполнение политики государства, которое направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, до сих пор находится в упадке, так и не став реальностью. Это видится в том, что правовой статус личности стоится на общедозволительном типе правового регулирования, который предполагает возможность любого поведения, кроме того, что прямо и строго сформулированы в виде запретов.

Важнейшими задачами социальной сферы являют­ся трудовые, пенсионные отношения, медицин­ское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.

Отсутствие гарантий представляется основной проблемой при реализации социально-экономических прав человека и гражданина. Причиной этого видится в том, что социальные права и свободы в трудовых, жилищных, социально-страховых отношениях наиболее подвержены нарушениям прав человека [5]. Наиболее остро это связано с такими правами, как право на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование.

Ст. 41 Конституции РФ закрепляет за каждым гражданином «право на медицинскую помощь, развитие физической куль­туры и спорта»; «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего про­фессионального образования» гарантируется в ст. 43 Конституции РФ.

В статье 44 прописана обязанность граждан «заботиться о со­хранении исторического и культурного наследия, беречь памят­ники истории и культуры».

Рассмотрим проявления и реализацию, перечисленных выше прав. Особое место занимает право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ, каждому гарантируется помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, временной или постоянной нетрудоспособности.

Реализация данного права вносит весьма ощутимый вклад в вопросах жизнеобеспечения 42,729 млн. пенсионеров [6]. Размер пенсии остается злободневной  проблемой для российского населения, в первую очередь, для женщин, которые составляют около 64% от числа всех пенсионеров (2013 год).

Международная организация труда (МОТ) и Европейский кодекс социального обеспечения рекомендует минимальный размер пенсии - 50 % от заработной платы работника. На данный момент, в стране данный показатель остается на уровне 35,8 %, в среднем. Размеры данной помощи остаются злободневной проблемой, однако право человека и гражданина обеспечивается при соблюдении норм, установленных соответствующим законом.

Следует отнести к социальным правам - право на жилище (ст. 40 Конституция РФ). Государство запрещает произвольно лишать жилища, а также берет на себя обязанности обеспечить жилищем малоимущих и иных указанных в законе граждан, получить его бесплатно или за доступную плату из различных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Создание федеральных программ позволяет утверждать, что обеспечение жильем, например, молодых семей сдвинулось с мертвой точки. В результатах программ ожидается достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 - 27 кв. метров на человека - в 2017 году и 28 - 35 кв. метров - в 2020 году [7]. Для этого выделены существенные средства из бюджета, однако стоит заметить, что за 5 лет реализации данной политики участниками программы оказались только 130 тысяч человек, что является небольшим показателем относительно всего населения РФ [8].

Право на охрану здоровья - конституционное социальное право человека - предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41). С помощью  федеральных программ, обязательного медицинского страхования, развития частной системы здравоохранения, деятельности для закрепления ЗОЖ, спорта происходит реализация права на охрану здоровья в РФ.

 На конец 2016 года число смертей зафиксированных органами государственной власти оказалось 1891015 человека, что на 17 526 человек меньше, чем тот же период  2015 года [9]. Также замечен спад в рождаемости населения, тем самым естественный прирост за 3 года представляет собой отрицательный результат – 2268 человек.

Из вышеперечисленного следует сделать вывод, что увеличение численности вызвано искусственными факторами, например, миграцией. Соответственно, ситуация, складывающаяся в области здравоохранения населения, не позволяет говорить о том, что медицинское обеспечение граждан справляется с новыми факторами, влияющие на продолжительность жизни.

Право на образование – комплекс социальных прав, который гарантирует - право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных образовательных учреждениях. Реализация данного права с помощью бюджетных поступлений осуществляется на конкурсной основе, что не противоречит нормам Конституции РФ.

Одним из показателей качества образования является независимая оценка международных мониторингов PIRLS и TIMSS. Результаты российских школьников в данном исследовании выше средних по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты PISA — ниже средних по ОЭСР. Следует сделать вывод: российская школа дает хорошие предметные знания, но не учит применять их в жизни [10].

Развитие конституционных положений социального законо­дательства уточняет и увеличивает возможности граждан использовать социальные блага, получать образование, медицинскую помощь,  пенсионное обеспечение, участвовать в федеральных программах, например,  для улучшения жилищных условий.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что обеспечение социально-экономических прав, в отличие от гражданских и политических, имеют свою специфику. Правовая политика в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов прав нуждается не только в юридических средствах, но и в созидательной деятельности государства, которая направлена на повышение материального уровня жизни, обеспечения граждан, осуществление социальной политики [11].

На данный момент, существует необходимость в содействоваванию законодательному закреплению механизмов гарантирования при реализации социальных прав различным категориям граждан, как на государственном, уровнях субъектов, местном уровне, а также с помощью гражданской инициативы.