Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE MECHANISM OF SOCIAL POLICY’S REALIZATION OF SUPPORT TO PERSONS WITH DISABILITIES IN VOLGOGRAD REGION

Kalmykova M.P. 1
1 Volgograd State University
In the present work the author outlined the relevance of social protection for people with disabilities in the Volgograd region. The author also carried out the main goals and objectives of social policy, examined the main state programs aimed the increasing of effectiveness of social support for disabled people. The author analyzed the structure and quantity of state institutes of social protection of disabled people, identified the main measures of regional state authorities to improve the existing mechanisms to support citizens with disabilities. The author concluded that innovative approaches are needed to implement social policies for the disabled in the region. At the same time, innovative forms of support should ensure the availability of social goods and services for people with disabilities, targeting the implementation of social assistance, infrastructure development, and qualitatively improve the living standards of people with disabilities in the region.
social policy
social protection of the population
people with disabilities
quality of life
accessible environment

Государственная социальная политика Волгоградской области реализуется с целью повышения адресности предоставляемой социальной помощи, роста социальной обеспеченности слабозащищенных категорий граждан, расширения перечня видов социальных услуг и повышение их качества.

Механизм реализации социальной политики поддержки слабозащищенных категорий граждан в Волгоградской области обеспечивается существованием широкой правовой базы. В нее входит Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, имеющая цель всестороннего социально-экономического развития региона, ряд государственных программ, направленных на развитие здравоохранения и образования, повышение доступности жилья, содействие реабилитации и адаптации инвалидов к социально активной жизни. Также эта правовая основа дополняется Социальным кодексом Волгоградской области, который вступил в силу 1 июля 2016 года.

Основными задачами Комитета социальной защиты населения Волгоградской области в сфере поддержки слабозащищенных категорий граждан являются:

  1. усиление адресности и работа по расширению принципа нуждаемости в системе мер социальной поддержки;
  2. организация социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»;
  3. создание условий доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Волгоградской области.

Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан Волгоградской области реализуется различными способами, как путем предоставления денежных выплат в виде единовременных или постоянных пособий, субсидий, компенсаций, так и в форме социального обслуживания в специализированных государственных учреждениях.

Инвалиды – это одна из наиболее уязвимых категорий граждан, которые полностью или частично утратили способность самостоятельного удовлетворения жизненно важных потребностей.  По состоянию на 01.01.2016 в Волгоградской области проживало 197150 инвалидов, из них 7011 детей-инвалидов. Для сравнения в динамике: по состоянию на 01.01.2015 в регионе проживало  215751 инвалидов, на 01.01.2014 – 197139, на 01.01.2013 – 200373. Наметилась тенденция к снижению количества детей-инвалидов, для сравнения на 01.01.2015 – 7596 детей-инвалидов, на 01.01.2014 – 7276, на 01.01.2013 – 7095. [3].

Отношение общества к людям с ограниченными возможностями – один из основных реальных (а не декларированных) показателей его цивилизованности и социальной ответственности. В настоящее время проблема отношения общества к людям с ограниченными возможностями и их социализации приобретает все большую актуальность. Особая ответственность за достойную жизнь этих граждан ложится на государство, важнейшей задачей которого становится расширение реальных возможностей таких граждан, создание условий для ведения максимально полноценной жизни. 

В современном обществе инвалиды включены в поле деятельности социальных институтов государства, здравоохранения, права, семьи, образования, экономики. Эти институты, безусловно, призваны по роду своей деятельности решать различные проблемы лиц с ограниченными возможностями. [2, с. 162].

Однако в настоящее время люди с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в реализации своих законных прав на достойные условия жизни. К наиболее острым проблемам инвалидов в регионе можно отнести:

  1. Отсутствие доступности социальных благ и услуг, что порождает распространение социального неравенства;
  2. Низкий уровень социальной помощи (недостаточное финансовое и лекарственное обеспечение);
  3. Недостаточное развитие инфраструктуры для нормальной жизнедеятельности инвалидов в городской среде;
  4. Правовая неграмотность и пассивность в реализации инвалидами своих прав и интересов;
  5. Отсутствие рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, отсутствие рычагов стимулирования работодателей для приема инвалидов на работу;
  6. Недостаточный уровень психологической помощи людям с ограниченными возможностями.

В Волгоградской области социальная реабилитация инвалидов, детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями в полустационарных условиях осуществляется в 2 государственных учреждениях социального обслуживания: ГКУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов» и ГКУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вдохновение».

На территории Волгоградской области в системе социальной защиты работает 21 реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями, являющимися структурными подразделениями учреждений социального обслуживания.

Социальная реабилитация инвалидов старше 18 лет и граждан пожилого возраста в полустационарных условиях осуществляется в 4 социально-реабилитационных отделениях для граждан пожилого возраста и инвалидов при учреждениях социального обслуживания населения [3].

При работе с инвалидами необходимо применять комплексный подход, осуществляемый путем межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, образования, культуры, досуговыми муниципальными учреждениями, общественными организациями. Инвалидам должна оказываться помощь не только медицинского и реабилитационного характера, но и в решении возникающих жизненных трудностей, а именно оказание содействия в трудоустройстве, получении государственной социальной помощи, получении детьми санаторно-курортного лечения по линии социальной защиты, ведение работы с управляющими компаниями по вопросам необходимости оборудования подъездов поручнями и пандусами.

В 2015 году принято постановление Администрации Волгоградской области от 25.09.2015 года №579-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Волгоградской области на 2016-2020 годы».

Во всех 38 муниципальных образованиях и городских округах Волгоградской области соответствующими постановлениями утверждены «дорожные карты», содержащие планы муниципальных районов и городских округов Волгоградской области по обеспечению до 2020 года доступности объектов и услуг для инвалидов.

Важнейшую роль в реабилитации инвалидов и их максимально возможной адаптации к социальной жизни играет создание комфортной среды жизнедеятельности. В связи с этим постановлением Правительства Волгоградской области от 30.12.2013 № 805-п утверждена государственная программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Волгоградской области» на 2014-2016 годы.  Ее целью является обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области. Общий объем финансирования данной программы составил 22,2 миллиона рублей средств федерального бюджета [1].

За время реализации программы на карту доступности объектов Волгоградской области нанесены 1350 приоритетных объектов социальной инфраструктуры. В рамках данной программы, в первую очередь, предусматривается обустройство входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, установка съемных пандусов для передвижения инвалидов-колясочников и установка поручней, что позволит обеспечить доступность социальных услуг для инвалидов.

Немаловажное значение при развитии системы социальной защиты населения имеют инновационные подходы к данному виду деятельности, включающие новые подходы не только к оказанию помощи нуждающимся, но и новые формы работы со слабозащищенными категориями населения. При работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и детьми с ограниченными возможностями применяются инновационные технологии, например:

  1. Пилотная программа «Социальная передышка»: направлена на предоставление родителям так называемой передышки путем кратковременного пребывания ребенка-инвалида с воспитателем по месту жительства ребенка в учреждении или на нейтральной территории;
  2. Проект «Дорогою добра»: осуществляется работа по социальной поддержке семей с детьми-инвалидами с целью обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни в обществе;
  3. Пилотная программа «Перспектива» способствует подготовке детей - инвалидов к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, индивидуальными возможностями на рынке труда;
  4. Инновационная технология «Уроки самостоятельности»: цель - социально-бытовая адаптация детей-инвалидов и их интеграция в общество, обучение родителей навыкам социально-бытовой адаптации детей.

В настоящее время тысячи граждан Волгоградской области нуждаются в таких формах реабилитации и адаптации к общественной жизни, поэтому крайне необходимо, чтобы инновационные формы были поддержаны государственными органами, были доступны каждому инвалиду, ребенку-инвалиду, независимо от удаленности места проживания от областного центра и крупных реабилитационных учреждений региона.