Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYHO-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT IN THE ORTHODOX SCHOOL. THE INFLUENCE OF THE EDUCATION ENVIRONMENT OF THE ORTHODOX SCHOOL TO PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS

Romanenko I.V. 1
1 Shuya branch of Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Ivanovo State University"
In the article there is a theoretical analysis of the problem of the professional self-determination of the high school students of the Orthodox school. There is a description of the results of the empirical research of the special relationship of level of empathy of the high school students and the educational environment where they study and the educational environment where they study and the relationship between the level of empathy and the features of professional self-determination of the high school students. Based on the mathematic data and the content analysis we can make the conclusion about especially the relationship of the orthodox educational environment and the process of professional self-determination of students.
orthodox educational environment
professional self-determination of the high school students
motivational sphere of personality
motivator.

Православная школа представляет собой специфическую образовательную среду. Образовательная среда – относительно новое понятие, вошедшее в тезаурус педагогической психологии в последнее десятилетие. Специфика образовательной и воспитательной среды православной школы определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности, проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь [10, 3]. Православная школа базируется на православной вере и мировоззрение, поэтому помимо образовательных задач православная школа ставит перед собой и конкретные воспитательные задачи, а именно воспитание православного христианина. Поэтому помимо общеобразовательных программ в православной школе реализуются религиозные православные программы, что соответствует Закону РФ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 12.), где говорится о разнообразии мировоззренческих подходов в содержании образования.

Православная школа базируется на православном мировоззрении. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также – его жизненные позиции, программы поведения, действия [12, 304]. Православное мировоззрение в свою очередь есть совокупность взглядом, оценок, принципов и образных представлений основанных на православной вере.

Профессиональное самоопределение это очень важный рубеж в жизни каждого человека. Решается порой самая сложная задача: какую профессию выбрать. По Е.А.Климову и профориентация и профконсультация - это «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [5, 304]. Таким образом, в процессе профессионального самоопределения на первый план выходят личная осознанность человеком своих потребностей, жизненных целей и идеалов, своих возможностей и ожиданий общества, коллектива. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Однако профессиональное самоопределение зависит больше от внешних благоприятных факторов, а личностное самоопределение зависит в основном от самого человека [7, 13].

Любая профессия с точки зрения православия богоугодна, если мы используем ее для пользы. Польза понимается, как польза духовная, профессия не должна порождать в людях страсти. Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета – заповедь о любви. Выбирая будущею профессию православный христианин должен в первую очередь избегать ситуацию, в которой выбранный путь и профессия были бы губительными для его души.

Христианская идея любви к ближнему призывает к милосердию и состраданию. Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Любовь выражается во вне добродетелями милосердия и сострадания. Милосердие - это любовь в действии. Милосердие неотделимо от сострадания, которое уже по самой этимологии подразумевает участие милосердного человека в чужой беде, в чужой боли, в чужих проблемах и лишениях. Православная вера побуждает человека, мотивирует его осознанно действовать на благо ближнего своего, непосредственным образом влияет на мотивационною сферу человека.

Слово «мотивация» выступает в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управ­ляет им в аспекте его направления и затрат энергии [11, 40]. Традиционно, в теоретическом описании трудовой деятельности, теории мотивации разделяют на содержательные и процессуальные. Процессуальные теории объясняют поведение людей, исходя из результатов их деятельности, которые можно измерить. Содержательные теории исходят из определения основных потребностей индивида и способов удовлетворения этих потребностей. В. И. Ковалев так определяет мотив: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Мотивационная сфера православного человека связана с осознанием необходимости развития в себе социально значимых (просоциальных), альтруистических мотивов деятельности, и уходом от личных эгоистических мотивов. Сам мотив представляет собой сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект, это не может быть что-то навязанное [6, 89]. Извне же формируются не мотивы, а мотиваторы (и вместе с ними – мотивационная сфера личности).

Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма [5, 375]. Научное определение альтруизма приводит в энциклопедическом словаре крупнейший специалист в области этики О.Г. Дробницкий: альтруизм означает «способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека» [2, 1000]. Согласно исследованиям О.Н. Решетниковой, одним из ведущих социально значимых мотивов участия в социальном служении является выполнение общественного и религиозного долга [8, 108]. Образовательная среда православной школы ставит перед собой задачу воспитания православного христианина с четко выраженным просоциальными мотивами поведения. Так как только такое просоциальное поведение, продиктованное внешними социальными и альтруистическими мотивами, есть выражение любви к ближнему. Воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения; подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли являются главными задачи образовательной среды православной школы [9, 63].

В основе просоциального поведения лежит способность к сопереживанию - эмпатии. Эмпатия достаточно хорошо изучена в психологии и понимается как уровень эмоциональной отзывчивости, чувствительности и внимания к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. В форме действия эмпатия выражается в стремлении оказывать поддержу людям. Нами было проведено эмпирическое исследование, целю которого было выявление взаимосвязи между уровнем эмпатии старшеклассников и образовательной средой в которой они обучаются, а так же выявление взаимосвязи между уровнем эмпатии и просоциальными мотивами в процессе их профессионального самоопределения. Исследование проводилось в марте 2016 года в г. Иваново на базе православной(первая группа старшеклассников) и общеобразовательных школ(вторая группа старшекласников), в котором приняли участие старшеклассники в возрасте от 14 до 16 лет в количестве 80 человек. Для сбора эмпирических данных использовался опросник изучения эмпатии "Исследование эмоциональной отзывчивости" (А. Меграбяна), тест-опросник "Мотивы выбора профессии" (С.С.Груншпуна).

Анализ уровеня эмпатии в соответствии с методикой " Исследование эмоциональной отзывчивости" А. Меграбяна старшеклассников православной и общеобразовательных школ показывает, что средний показатель эмпатии у старшеклассников православной школы составил 23.55 (среднее квадратичное отклонение – 3.26), у второй группы он значительно ниже – 15,3 (среднее квадратичное отклонение – 4.79). В нашем исследовании для изучения мотивов выбора профессии старшеклассниками была использована методика "Мотивы выбора профессии" (С.С.Груншпуна), средний балл по шкале "Мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе" в первой группе составил 5.45 (среднее квадратичное отклонение – 1.46), у второй группы 4.3 (среднее квадратичное отклонение – 2.12).. Средний бал по шкале "Материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями" в первой группе составил 4.3 (среднее квадратичное отклонение – 2.12), у второй группы 4.5 (среднее квадратичное отклонение – 2.39). По шкале "Желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности" в первой группе составил 5.6 (среднее квадратичное отклонение – 1.27), у второй группы 4.3 (среднее квадратичное отклонение – 1.38). В процессе корреляционного анализа между переменными "уровень эмоциональной отзывчивости" и " желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности" была выявлена умеренная положительная связь высокой степени значимости между уровнем эмоциональной отзывчивости и желанием выбрать творческую работу, приносящую людям пользу – r-Пирсона =0,372 при p≤0,001.

Математический анализ результатов двух методик доказывает взаимосвязь между уровнем эмпатии старшеклассников и образовательной средой в которой они обучаются, а так же то, что чем выше эмоциональная отзывчивость старшеклассника, тем больше в процессе профессионального самоопределения он руководствуется общественно значимыми мотивами в процессе профессиональной самореализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная среда православной школы выступает в роли мотиватора в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.