Понимая междисциплинарный подход в изучении конфликтов (от лат. disciplina – учение, наука) как «форму организации исследований конфликта, предусматривающую сотрудничество между представителями разных дисциплин в решении комплекса проблем, относящихся к конфликту», они считают, что «без использования междисциплинарного подхода конфликты глубоко изучить и эффективно регулировать невозможно» [1]. Есть мнения об использовании других подходов к изучению конфликтов.
Ниже представим краткий анализ подходов наук к проблеме конфликта. Какой подход позволит решить описанную выше проблему и достаточно ли его для создания единой концепции конфликта? Понимая под подходом «совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром» [2].
Рассмотрим классификацию научных подходов по критерию синтеза научного знания. Подходов в науке существует множество, но каждое исследование требует своего подхода, обусловленного целью исследования, научным мировоззрением и стратегией исследования, соответствующей тенденцией развития современного научного поиска. Целостность окружающего мира и необходимость полноты познания окружающего мира требуют использовать для решения конкретной проблемы научные подходы следующих видов: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход.
Дисциплинарный подход наиболее традиционален и известен с глубокой древности. Этот подход разделяет окружающий мир на конкретные предметные области. Физик изучает неживую природу, биолог – живую природу, психолог – психическую деятельность человека. Каждая дисциплина имеет дисциплинарный образ своего «предмета исследования» и стремится сохранить этот образ в виде «дисциплинарной коробки». В результате возникает некий диполь, противоречие, на одной стороне которого происходит накопление дисциплинарных знаний, требующее сохранения границ своей дисциплины, а на другой стороне, стремление к полноте познания окружающего мира, требующее расширения границ дисциплинарного знания.
В конфликтологии конфликт как феномен и объект исследования познаётся параллельно целым рядом научных дисциплин: социологией, психологией и другими, но с разных позиций. При этом все дисциплинарные картины конфликта в качестве отдельных частей собираются в обобщенную картину конфликта. Методологии и практики разных дисциплин в такой кооперации не изменяются, не дополняются и не переходят в области других дисциплин. Такой подход к синтезу знаний называется полидисциплинарным.
Полидисциплинарность – это неинтегративная смесь дисциплин, в которой каждая дисциплина сохраняет собственную методологию и собственные теоретические допущения, не видоизменяя и не дополняя их, подвергаясь воздействию со стороны других дисциплин» [3]. Мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри полидисциплинарности.
Большие надежды конфликтологи связывают с междисциплинарным подходом. Они осознали необходимость и важность установления внутридисциплинарного взаимодействия и усиления междисциплинарных связей всего массива конфликтологических наук, основанного на принципе равенства, но с одной системообразующей наукой, на роль которой разные исследователи выдвигают разные дисциплины: психологию, социологию, системный анализ и др. По их мнению, определяющая или «ведущая» дисциплина должна изучать все типы конфликтов; занимать лидирующее положение по объему исследований конфликтов; иметь опыт интегративных исследований.
Представители социально-гуманитарного подхода ставят требование к объекту исследования: им должен быть человек как центральное звено любых конфликтов. Представители естественнонаучного подхода, апеллируя к междисциплинарности, объектом изучения ставят конфликты во всех специфических проявлениях [4]. Чего ждут от междисциплинарных исследований конфликтологи? Усиления междисциплинарных связей между отраслями конфликтологии; выявление не частных, а общих закономерностей конфликтов. А пока конфликтологии констатируют, что «относительно широкие междисциплинарные связи существуют у философов и социологов, которые используют при изучении конфликта работы представителей всех других наук, за исключением социобиологии» [5]. Отмечается, что социобиологи и математики изолируют себя, опираясь «только на знания, имеющиеся в своих науках». Наше исследование показывает, что налицо разделение естественнонаучного и социально-гуманитарного подходов и почти полное отсутствие их совместных междисциплинарных исследований.
Для того чтобы провести междисциплинарный синтез и интеграцию конфликтологического знания, необходимо использовать возможности методологии «ведущей» дисциплины. Такой междисциплинарный подход к синтезу знаний интегрирует методологии, практики, теоретические допущения всех дисциплин, входящих в конкретное научное знание. При этом пространство использования методологии одной дисциплины может быть увеличено с помощью переноса её методов исследования в другую научную дисциплину, в результате чего происходит стыковка дисциплин. На «стыке дисциплин», характеризующихся сходством исследуемых предметных областей, возникает междисциплинарное пространство, в рамках которого конкретная дисциплина решает свои концептуальные и методологические трудности.
«Междисциплинарность» не просто кооперация различных научных областей, это некое новое образование, в котором циркулируют общие понятия, методологии, практики, создающее целостное понимание некоторого явления. Междисциплинарность возникла в XX веке не только как подход, но и как мощное движение в научных исследованиях, заключённое в умении соединять и организовывать накопленные знания. Его истоки заложены в греческой философии, в ее устремленности к построению пайдейи, единой науки, синтезирующей знания всех наук.
Вместе с тем, Эдгар Морен предостерегает от переоценки междисциплинарности как единственного и всемогущего организатора и объединителя знания: «междисциплинарность может означать только и просто то, что различные дисциплины садятся за общий стол, подобно тому, как различные нации собираются в ООН исключительно для того, чтобы заявить о своих собственных национальных правах и своем суверенитете по отношению к посягательствам соседа. Но междисциплинарность может стремиться также к обмену и кооперации, в результате чего междисциплинарность может становиться чем-то органическим...» [6].
Противоречивая природа конфликтогенности требует философского подхода, который основой конфликта представляет противоречие, позволяющее осознать противоположности интересов. Социально-культурный подход обусловлен наличием социальных и культурных конфликтов, возникающих между субъектами социального и культурного взаимодействия (люди, группы, социум, культура). Ценностный подход необходим из-за возникновение конфликтов между ценностями разных групп людей, этносов, цивилизаций и их значимости в реальном мире. Когнитивный подход позволяет применять в процессе конфликта знания и умения для управления конфликтом и выхода из него.
Таким образом, системный характер конфликтогенных проблем глобализации требует применения ряда подходов, в первую очередь, системного подхода, при котором достигается изучение конфликтов разного рода как единого целого. Противоречивая природа конфликтогенности требует философского подхода, который основой конфликта представляет противоречие, позволяющее осознать противоположности интересов. Социально-культурный подход обусловлен наличием социальных и культурных конфликтов, возникающих между субъектами социального и культурного взаимодействия (люди, группы, социум, культура). Ценностный подход необходим из-за возникновение конфликтов между ценностями разных групп людей, этносов, цивилизаций и их значимости в реальном мире. Когнитивный подход позволяет применять в процессе конфликта знания и умения для управления конфликтом и выхода из него.