Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

CONFLICTS OF GLOBALIZATION: METHODOLOGICAL APPROACHES

Kibitsky A.A. 1 Aliyevа N.Z. 1
1 Institute of the service sector and entrepreneurship branch of DSTU
The problem of conflictological knowledge is that each of its branches presents its own approach and its «most correct» understanding of the conflict. Conflictology took place as an academic and as a practical discipline, but not as a scientific one. A number of panacea researchers from all ills see an interdisciplinary approach that can level out a wide range and combine «incompatible» ideas about the conflict. An interdisciplinary approach to the study of conflicts involves the joint action of different disciplines in solving a set of problems related to the conflict. The article presents a brief analysis of the approaches of the sciences to the conflict problem. And also the classification of scientific approaches by the criterion of synthesis of scientific knowledge is considered. The integrity of the surrounding world and the need for complete knowledge of the world around us require the use of the following approaches to solve a particular problem: a disciplinary approach, an interdisciplinary approach, a multidisciplinary (multidisciplinary) approach, and a transdisciplinary system approach.
conflicts
globalization
methodological approaches
interdisciplinarity

Понимая междисциплинарный подход в изучении конфликтов (от лат. disciplina – учение, наука) как «форму организации исследований конфликта, предусматривающую сотрудничество между представителями разных дисциплин в решении комплекса проблем, относящихся к конфликту», они считают, что «без использования междисциплинарного подхода конфликты глубоко изучить и эффективно регулировать невозможно» [1]. Есть мнения об использовании других подходов к изучению конфликтов.

Ниже представим краткий анализ подходов наук к проблеме конфликта. Какой подход позволит решить описанную выше проблему и достаточно ли его для создания единой концепции конфликта? Понимая под подходом «совокупность способов и приёмов изучения объекта, его структурных, функциональных особенностей, свойств, а также взаимодействий с окружающим миром» [2].

Рассмотрим классификацию научных подходов по критерию синтеза научного знания. Подходов в науке существует множество, но каждое исследование требует своего подхода, обусловленного целью исследования, научным мировоззрением и стратегией исследования, соответствующей тенденцией развития современного научного поиска. Целостность окружающего мира и необходимость полноты познания окружающего мира требуют использовать для решения конкретной проблемы научные подходы следующих видов: дисциплинарный подход, междисциплинарный подход, мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход и трансдисциплинарный системный подход.

Дисциплинарный подход наиболее традиционален и известен с глубокой древности. Этот подход разделяет окружающий мир на конкретные предметные области. Физик изучает неживую природу, биолог – живую природу, психолог – психическую деятельность человека. Каждая дисциплина имеет дисциплинарный образ своего «предмета исследования» и стремится сохранить этот образ в виде «дисциплинарной коробки». В результате возникает некий диполь, противоречие, на одной стороне которого происходит накопление дисциплинарных знаний, требующее сохранения границ своей дисциплины, а на другой стороне, стремление к полноте познания окружающего мира, требующее расширения границ дисциплинарного знания.

В конфликтологии конфликт как феномен и объект исследования познаётся параллельно целым рядом научных дисциплин: социологией, психологией и другими, но с разных позиций. При этом все дисциплинарные картины конфликта в качестве отдельных частей собираются в обобщенную картину конфликта. Методологии и практики разных дисциплин в такой кооперации не изменяются, не дополняются и не переходят в области других дисциплин. Такой подход к синтезу знаний называется полидисциплинарным.

Полидисциплинарность – это неинтегративная смесь дисциплин, в которой каждая дисциплина сохраняет собственную методологию и собственные теоретические допущения, не видоизменяя и не дополняя их, подвергаясь воздействию со стороны других дисциплин» [3]. Мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри полидисциплинарности.

Большие надежды конфликтологи связывают с междисциплинарным подходом. Они осознали необходимость и важность установления внутридисциплинарного взаимодействия и усиления междисциплинарных связей всего массива конфликтологических наук, основанного на принципе равенства, но с одной системообразующей наукой, на роль которой разные исследователи выдвигают разные дисциплины: психологию, социологию, системный анализ и др. По их мнению, определяющая или «ведущая» дисциплина должна изучать все типы конфликтов; занимать лидирующее положение по объему исследований конфликтов; иметь опыт интегративных исследований.

Представители социально-гуманитарного подхода ставят требование к объекту исследования: им должен быть человек как центральное звено любых конфликтов. Представители естественнонаучного подхода, апеллируя к междисциплинарности, объектом изучения ставят конфликты во всех специфических проявлениях [4]. Чего ждут от междисциплинарных исследований конфликтологи? Усиления междисциплинарных связей между отраслями конфликтологии; выявление не частных, а общих закономерностей конфликтов. А пока конфликтологии констатируют, что «относительно широкие междисциплинарные связи существуют у философов и социологов, которые используют при изучении конфликта работы представителей всех других наук, за исключением социобиологии» [5]. Отмечается, что социобиологи и математики изолируют себя, опираясь «только на знания, имеющиеся в своих науках». Наше исследование показывает, что налицо разделение естественнонаучного и социально-гуманитарного подходов и почти полное отсутствие их совместных междисциплинарных исследований.

Для того чтобы провести междисциплинарный синтез и интеграцию конфликтологического знания, необходимо использовать возможности методологии «ведущей» дисциплины. Такой междисциплинарный подход к синтезу знаний интегрирует методологии, практики, теоретические допущения всех дисциплин, входящих в конкретное научное знание. При этом пространство использования методологии одной дисциплины может быть увеличено с помощью переноса её методов исследования в другую научную дисциплину, в результате чего происходит стыковка дисциплин. На «стыке дисциплин», характеризующихся сходством исследуемых предметных областей, возникает междисциплинарное пространство, в рамках которого конкретная дисциплина решает свои концептуальные и методологические трудности.

«Междисциплинарность» не просто кооперация различных научных областей, это некое новое образование, в котором циркулируют общие понятия, методологии, практики, создающее целостное понимание некоторого явления. Междисциплинарность возникла в XX веке не только как подход, но и как мощное движение в научных исследованиях, заключённое в умении соединять и организовывать накопленные знания. Его истоки заложены в греческой философии, в ее устремленности к построению пайдейи, единой науки, синтезирующей знания всех наук.

Вместе с тем, Эдгар Морен предостерегает от переоценки междисциплинарности как единственного и всемогущего организатора и объединителя знания: «междисциплинарность может означать только и просто то, что различные дисциплины садятся за общий стол, подобно тому, как различные нации собираются в ООН исключительно для того, чтобы заявить о своих собственных национальных правах и своем суверенитете по отношению к посягательствам соседа. Но междисциплинарность может стремиться также к обмену и кооперации, в результате чего междисциплинарность может становиться чем-то органическим...» [6].

Противоречивая природа конфликтогенности требует философского подхода, который основой конфликта представляет противоречие, позволяющее осознать противоположности интересов. Социально-культурный подход обусловлен наличием социальных и культурных конфликтов, возникающих между субъектами социального и культурного взаимодействия (люди, группы, социум, культура). Ценностный подход необходим из-за возникновение конфликтов между ценностями разных групп людей, этносов, цивилизаций и их значимости в реальном мире. Когнитивный подход позволяет применять в процессе конфликта знания и умения для управления конфликтом и выхода из него.

Таким образом, системный характер конфликтогенных проблем глобализации требует применения ряда подходов, в первую очередь, системного подхода, при котором достигается изучение конфликтов разного рода как единого целого. Противоречивая природа конфликтогенности требует философского подхода, который основой конфликта представляет противоречие, позволяющее осознать противоположности интересов. Социально-культурный подход обусловлен наличием социальных и культурных конфликтов, возникающих между субъектами социального и культурного взаимодействия (люди, группы, социум, культура). Ценностный подход необходим из-за возникновение конфликтов между ценностями разных групп людей, этносов, цивилизаций и их значимости в реальном мире. Когнитивный подход позволяет применять в процессе конфликта знания и умения для управления конфликтом и выхода из него.