Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SYNERGETIC UNDERSTANDING CONFLICT

Aliyevа N.Z. 1 Korshunov D.V. 1
1 Institute of the service sector and entrepreneurship branch of DSTU
The modern world has become conflict, unstable, non-linear. The state of the modern world in its unstable manifestations caused an intensive offensive of post-non-classical science, based on a new rationality with the principles of disequilibrium, instability, nonlinearity. The main task is to simulate a post-nonclassical conflict-like worldview and to form a post-nonclassical conflict-like worldview together with the basis – a conflict-like picture of the world, as a new mentality of modern understanding of conflicts. To solve this problem, a synergetic approach is effective, since he has the necessary potential for researching the nonlinear processes of the modern society, to which conflicts belong. The world of post-non-classical science is a world of endless conflicts of natural, social, technical, political and other systems that often remain in a state of nonlinearity. The post-classical interpretation of conflicts will provide a new understanding of them in the context of interdisciplinary synthesis and transdisciplinary research strategies. Postnonclassical science will allow us to learn the volatile conflict world in the depth of its complexity, instability, diversity, integrity.
sinergeika
understanding of the conflicts
globalization
nonlinearity

Современный мир приобретает новые черты, нашедшие отражение в процессах глобализации. Он продуцирует в самоорганизующихся системах, таких как современное общество, процессы коммуникации, трансформации, возникновение все новых точек бифуркации в социальной реальности как особого способа разрешения позитивных и негативных процессов глобализации, продуцирующих ситуацию коммуникационного переизбытка, конфликтов, ситуаций глобальных рисков. В социуме зарождается новая коммуникативная ситуация, в которой ключевым моментом с одной стороны является увеличение роли коммуникации, а с другой стороны – в условиях глобализации современного мира появляются новые вопросы и проблемы коммуникации и диалога. Обозначенные проблемы требуют разработки новых концептуальных подходов [1].

Наиболее эффективным представляется синергетический подход, который в силу своей междисциплинарности, тесной связи с теорией управления, имеющей непосредственное практическое значение, универсальности его законов и принципов, обладает большим потенциалом в исследовании процессов социальной реальности. Основные понятия синергетики: «неравновесность», «неустойчивость», «стохастичность», «нелинейность», «самоорганизация» – имеют методологическое значение и способны помочь в выявлении функциональной природы данного феномена, выступить в роли важного средства определения факторов и детерминант возникновения и обострения социальных конфликтов.

В философско-мировоззренческом и синергетическом плане идея нелинейности системы, способности социального конфликта к самоорганизации (построению структур) продуктивна и может быть эксплицирована посредством идеи альтернативности, многовариантности, необратимости путей эволюции, идеи выбора альтернатив развития, а также идеи ветвления эволюции (бифуркации), скорости развития процессов в среде. Развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а сама случайность не повторяется вновь.

Анализ развития конфликта, ретроспектива его генезиса, развития и становления указывает на применимость идеи развития к конфликтам. Проблемы становления конфликта, сущности времени, эволюции конфликтов в неживой и живой природе могут быть разрешены как трансдисциплинарная проблема постнеклассического конфликтологического знания путем экспликации возможностей постнеклассической парадигмы.

В первую очередь, наше исследование обращает внимание на нелинейный образ конфликтов, возникающий по мере вхождения науки в постнеклассическую стадию. Его представляют множество концепций с разных сторон и в разных аспектах и контекстах. Можно выделить три концепции, представляющие конфликты достаточно парадоксально, но и современно, на основе синергийности, нелинейности и единства нашего мира. Это концепции самоорганизации, нелинейности и целостности. Если совместить концепции по принципу дополнительности, то их взаимодействие по законам самоорганизации может образовать единое представление конфликтологического знания.

Следующий этап исследования состоит в понятийном представлении каждой из предложенных концепций в философском контексте и синтеза представленных концепций с целью конструирования структуры целостного предмета постнеклассического конфликтологического знания. Такое знание позволит смоделировать постнеклассическое конфликтогенное мировидение и сформировать постнеклассическое конфликтогенное мировоззрение вместе с основой – конфликтогенной картиной мира, как новую ментальность современного понимания конфликтов.

Возникает вопрос, какие глубинные трансформации происходят в категориальном каркасе и концептуальной сетке постнеклассического конфликтогенного знания, создающего новое видение мира. Во-первых, следует заострить внимание на тех сдвигах структуры науки, которые определяют холистический или междисциплинарный императив современности. История показывает, что развитие науки начинается единым полем натурфилософии, проходит через дисциплинарность и становится междисциплинарным общенаучным знанием с трансдисциплинарными подходами, создающими единую науку. В результате формируются изменения системного и структурного характера, общее смысловое направление «от бытия к становлению». Происходит некий возврат к философии Гераклита, в которой бытие растворялось в становлении, а мир представал текучим, вечно изменчивым и целостным. Во-вторых, произошедшее открытие возможности самопроизвольного возникновения порядка из динамического хаоса как результата самоорганизации (И. Пригожин) и становление синергетической парадигмы вырисовывает в нашем исследовании синергетический образ мышления, синергетическую картину, присущую всему миру.

Современное исследование конфликтов разрозненно. Тенденциям дифференциации противостоят попытки объединения знаний о конфликтах в отдельно избранной области социологии. На наш взгляд, остались не раскрытыми проблемы конфликтов на важных уровнях иерархического природного устройства мира и «второй» природы человека, под которой понимают искусственный произведенный человеком мир вещей, оказывающий сильное влияние на его поведение и развитие. Такая интерпретация проблем даёт неполную картину конфликтологического знания, которая формирует мировоззрение, в котором нет места полному и непротиворечивому представлению конфликтов как целостной социо-инфо-природной системы. Мировоззренческие основания в постнеклассической интерпретации должны получить новое расширенное понимание конфликтов в контексте осмысления проблем развития природы и социума, а также в связи с междисциплинарным синтезом и трансдисциплинарными стратегиями исследования.

Каковы же сквозные векторы исторических изменений в нашем исследовании конфликтов, а также причины и механизмы векторности этих изменений? В нашем исследовании отдельные этапы истории разграничиваются концептуальной установкой. В качестве критериев разграничения этапов науки возьмём, во-первых, деление науки на дисциплины по ее основаниям и, во-вторых, нелинейность, определяющую смену этапов науки изменением научных теорий в контексте нелинейности. Два вида разграничения принципиально различны. В первом случае наука в соответствии с классификацией В.С. Стёпина делится на классическую, неклассическую и постнеклассическую науку, она четко разграничена научными теориями. Критерий деления науки по нелинейности не предполагает такую четкость временных границ. Прорывы нелинейности происходили во все времена.

Рассмотрим второй критерий пограничности системы конфликтологического знания – нелинейность. Это понятие пришло в науку из математики, но уже приобрело свой смысл во всей современной системе знаний, в том числе, и в философии. Конечно, необоснованно переносить понятия, принципы, концепции из одной сферы науки в другую, недопустимо использовать научные идеи полностью вне контекста, без должного обоснования [2]. Тем более что установление аналогий между теориями точных естественных наук, обоснованных эмпирически, и теориями современных гуманитарных наук и философии, не обоснованных эмпирически, весьма затруднено. Тем не менее, отмечая плодотворность аналогий между различными сферами науки, можно в данном направлении обоснованно проводить встречное движение, сравнительный анализ, диалог культур.

Для классической науки сферой интереса являются закрытые системы и линейные законы, для которых действие и результат прямо пропорциональны, а также устойчивость и порядок. Постнеклассическая наука, в свою очередь, «акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности – повышенной чувствительности к ходу времени» [3]. Собственно под нелинейностью стали понимать фундаментальные характеристики как природных, так и социальных процессов – нестабильность, неустойчивость, эволюцию. Именно такими качествами отмечены события и конфликты XXI века, существенно изменяющие современную природную, техногенную, экологическую, социокультурную действительность.

Таким образом, можно констатировать, что мир стал конфликтогенным, нестабильным, нелинейным. Ситуация состояния современного мира в нестабильных его проявлениях вызвала интенсивное наступление постнеклассической науки, в основе которой лежит новая рациональность с принципами неравновесности, неустойчивости, нелинейности. Мир постнеклассической науки – это мир бесконечных конфликтов природных, социальных, технических, политических и других систем, которые часто пребывают в состоянии нелинейности. Следовательно, именно этой науке предстоит познавать изменчивый конфликтогенный мир во всей глубине его сложности, нестабильности, многообразия, целостности