Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DESIGNING THE CONCEPT IN DESIGN AND ARCHITECTURE

Krasnova Т.V. 1 Dvoretsky V.A. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
The authors of the article – the scientific adviser and the fourth year student of the direction «Architecture» in the article set forth a creative approach to the problem of the methodology of work on the formation of ideas – the foundations of the project of an architectural structure. The research topic is supported by the practical experience of the authors, and the results of the project activity were presented by them at forums, professional and creative conferences, in particular at the International Competition-Exhibition Ural Art Week, ART-VIK 2017. The problem of replicating and transforming ideas in objects of architecture and design is solved by the authors creatively and professionally. Their experience, presented in the article, the authors accompany their own illustrations, made in modern graphic editors.
architecture
design
design
«I-concept»
creative technique
architectural structure
modular grid
figurative name

Процесс проектирования объектов дизайна и архитектуры имеет стандартные подходы, которые десятилетиями оттачивались мастерством многочисленных авторов. Этапы проектирования могут варьироваться по продолжительности, объему, конкретному содержательному наполнению… Всё зависит от того, «что», «для кого» и «кем проектируется». В нашей статье мы бы хотели уделить особое внимание авторским подходам, которые, на наш взгляд, актуальны, часто оригинальны и, во всяком случае, заслуживают внимания, могут служить предметом обсуждения и споров, но, ведь именно «в споре рождается истина…»! [7; 8]. Итак, процесс проектирования направлен изначально на создание образа – основы, который в дальнейшем становится базой для всего созидательного процесса [2]. Но, что – же такое ОБРАЗ? Сформулируем так: «Образ – это идеальное представление автора о существующей действительности». То есть наше представление об «идеальном» в нашей модели мира. Для осмысления собственного представления о существующей действительности необходимо ответить себе самому на актуальные для настоящего момента вопросы, так сказать запустить процесс само осмысления. В этом помощником может стать работа с формированием графической «Я-концепции». Рассмотрим на нашем примере один из авторских подходов в проектировании и трансформации концепции в дизайне и архитектуре [1].

Путем размышлений и ассоциативных аналогий мы определили для себя основу собственной «Я – концепции», выражающей наше «авторское представление об идеальном» в существующей действительности. Умозрительно наш образ представлялся, базирующимся на таких понятиях как: «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ», «СОЗИДАТЕЛЬ», «ТВОРЧЕСТВО», «ОТКРЫТИЕ». Далее мы осуществили попытку схематически выразить эти понятия в графике, взяв за основу правильные геометрические тела (квадрат, равносторонний треугольник, круг), являющиеся изначально гармоничными (рис. 1).

Параллельно нами осуществлялась попытка сформулировать образную концепцию через образное название. Итогом этого этапа проектирования стало образное название «МИРОТВОРЕЦ – МИРОТВОРЯЩИЙ», которое было представлено нами в графическом виде (рис. 2).

arh7.tif

Рис. 1. Работа с «Я-концепцией

arh8.tif

Рис. 2. Графическая «Я – концепция»

Следующим этапом стал графический анализ пластической составляющей полученной формы, работа по осмыслению целесообразности композиционного, пластического, конструктивного решения нашей композиции, велась работа с модульной сеткой. Осуществлялась корректировка изображения, его пропорциональности, соподчиненности, наличия акцентов и нюансов (рис. 3).

arh9.tif

Рис. 3. Корректировка концепции «Миротворец – миротворящий»

Следующим методом, применённым нами в процессе проектирования, стал метод комбинаторного проектирования [6]. Применение полученного графического элемента (рис. 4) в создании орнаментального полотна (в качестве принта) в комбинаторных расстановках позволило нам создать основу для дальнейшего развития проекта в направлении орнаментального декорирования различных поверхностей: тротуарной плитки, декоративной росписи стен, кованных элементов, витражных вариантов… (рис. 5).

arh10.tif

Рис. 4. Итоговый графический модуль, разработанный на основе «Я – концепции»

arh11.tif

Рис. 5. Варианты комбинаторных расстановок

В дальнейшем процессе проектирования нами была осуществлена попытка «развернуть» наш модуль в объемный предмет дизайна [3]. Для примера мы решили придать ему функциональные характеристики светильника. Для выполнения поставленной задачи, был осуществлен поиск вариантов дизайна светильника. В полученном итоговом варианте мы решили по внутренней стороне деревянного каркаса добавить программируемую световую ленту, которая может выдавать разные оттенки цвета, а в центрах окружностей композиции добавить патроны с лампочками теплого света, что позволяет добиться разного типа освещения. Одним из удачных вариантов, на наш взгляд, было дизайнерское решение поместить матовый световой короб во внутреннее пространство композиции, для получения мягкого освещения. В результате проектирования мы создали функциональный предмет дизайна, который не только является элементом освещения, но и декоративным элементом, который может являться стилеобразующим и может размещаться как на потолке, так и на стенах (рис. 6). В дальнейшем процессе проектирования нами ставилась задача адаптация графической концепции к функциям торгового оборудования. Концепция была развернута вверх. На основе модуля была разработана форма торгового оборудования, были определены функциональные зоны: торгово-выстовочная зона, бренд-зона, зона переговоров, также были учтены эргономические требования, предъявляемые к дизайну такого рода продукции.

Вертикальный элемент в виде перфорированной панели из металла выполняет функцию бренд-зоны. На нем при необходимости может быть размещён один большой или несколько небольших узнаваемых элементов торгового бренда (например: логотип компании, фото корпоративного героя или рекламируемой продукции…). Торгово-выставочной зоной являются полки из МДФ. А зона переговоров представлена двумя сидячими местами, выполненными из МДФ и кожи (рис. 7).

arh12.tif

Рис. 6. Дизайн светильника, разработанный на основе модуля «Я-концепции»

arh13.tif

Рис. 7. Дизайн торгового оборудования, разработанного на основе «Я-концепции»

Следующим этапом стал этап адаптации модуля графической концепции к функциям административного здания – в нашем случае был разработан проект «Полицейский участок». Здесь нами учитывалось большее количество функций. В нашем проекте здание состоит из нескольких функциональных зон: дежурная часть, зона содержание лиц заключенных под стражу, зона отдыха патрульной постовой службы, административная зона, зона хранение оружия. К тому же образ, заложенный изначально в графической концепции принял окрас публичного объекта, транслирующего концепцию и статус государственной структуры [4]. Учитывались требования СНиПов, ГОСТов. В процессе проектирования необходимо было найти правильное решение для совмещения этих помещений, их доступности (и наоборот, некоторые помещения необходимо было изолировать, или спрятать) (рис. 8).

Вывод: в нашем случае мы видим наглядный пример того, как графическая «Я-концепция» автора (как отражение его представления об идеальном в существующей действительности) может быть адаптирована к совершенно разным функциональным задачам. Трансформируя изначальную концепцию «Миротворящий миротворец», внося корректировки, ставя перед собой конкретные задачи, мы создаём разноплановые объекты дизайна и архитектуры. А использование в дальнейшем современных технологий и материалов позволит создавать современный эксклюзивные объекты архитектуры и дизайна [5].

arh14.tif

Рис. 8. Дизайн-проект здания, разработанного на основе модуля «Я-концепции»