Удовлетворение потребности граждан Российской Федерации в квалифицированной медицинской помощи является одной из приоритетных целей государственной политики, важнейшей задачей развития здравоохранениях [1]. Президент Российской Федерации отмечал необходимость сосредоточить силы и ресурсы на достижении главной цели модернизации российского здравоохранения – повышении доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения [2]. На смену эпохе бумажных носителей информации и программ для ЛПУ приходит время крупных информационных систем, направленных как на поддержание внутренних функций, так и на решение задач управления медицинской отраслью. С началом реализации национального проекта «Здоровье» и ряда региональных программ комплексной информатизации муниципальных учреждений процесс информатизации здравоохранения значительно ускорился, а число масштабных проектов в этой сфере заметно увеличилось. Тем не менее, уровень проникновения информационных технологий в медицину по-прежнему остается одним из самых низких.
В связи с чем, существует необходимость в разработке средств информационной поддержки процессов управления услугами медицинских учреждений. В первую очередь разрабатываемые программные средства предназначены для автоматизации процессов оплаты услуг, что ведет к экономии и рациональному расходованию временных ресурсов по формированию отчётной медицинской документации [3].
Методы обработки
Информационные системы ЛПУ в своей работе отображают частично или полностью информационный поток медицинского учреждения. В зависимости от полноты соответствия информационной системы информационным потокам медицинского учреждения, тип системы меняется от статистического до полностью фактографического, когда система работает в режиме реального времени.
Статистические системы предполагают сбор первичной информации в объеме, необходимом для получения определенных отчетов. Они, как правило, работают «задним числом» – в компьютер вводится информация, записанная в амбулаторную карту, историю болезни или иные бумажные документы. Часто для реализации такой системы достаточно нескольких компьютеров, нескольких операторов, одной-двух прикладных программ.
Фактографические системы регистрируют события, происходящие во время лечения пациента по мере их появления, т.е. более или менее полно отображают процесс работы лечебного учреждения. Внедрение таких систем требует установки многочисленных компьютеров, объединения их в сеть, разработки многих прикладных программ, обучения большого количества пользователей и создания службы поддержки.
Фактографические системы, однако, обладают многими важными преимуществами.
Во-первых, само построение системы более логично: статистика следует из фактов, а не собираются факты, необходимые для статистики.
Во-вторых, система позволяет получить оперативную информацию: известно, что происходит в клинике в данный момент, а не только в целом за отчетный период.
И, наконец, основное – фактографическая система многофункциональна, она позволяет одновременно, на основе одной и той же информации, решать несколько важных задач. С помощью фактографической системы медицинское учреждение может решать широкий спектр управленческих задач: повышение качества лечения, сокращение потерь из-за недозагрузки мощностей или перерасхода ресурсов, получение прибыли. Число решаемых задач характеризует «логическую завершенность» информационной системы, ее соответствие процессам медицинского учреждения.
Особое место в этом процессе занимают телеконсультационные центры в медицинских учреждениях [4].
Современная концепция информационных систем предполагает объединение электронных записей о больных (electronicpatientrecords) с архивами медицинских изображений и данными мониторинга приборов и клинических лабораторий с финансовой информацией по оплате отдельных или комплексных услуг [5, 6].
Полученный в таких информационных системах «костяк» информации о лечении пациента можно затем наращивать, наполняя все более и более подробными медицинскими данными. В дальнейшем именно в таких системах будет плодотворной интеграция лабораторных, диагностических систем, формирование полномасштабных электронных историй болезни.
Программное средство «Реестр счетов» предназначено для просмотра счетов пациентов и снабжено набором фильтров, а именно: по диапазону дат, оператору, состоянию счёта, текущему пациенту (см. рис. 1).
Рис. 1. Фильтр реестр счетов
«Фильтр по диапазону дат»: устанавливает диапазон дат
«Фильтр по оператору»: показывает записи о состоянии счетов, записи о которых сделаны определенным оператором.
«Фильтр по состоянию счета»: показывает записи о состоянии счетов пациентов, отсортированные по определенному состоянию счета
«Фильтр по текущему пациенту»: показывает записи о состоянии счетов текущего пациента.
Методы реализации фильтров
«Фильтр по диапазону дат»: При выборе этого пункта меню открывается соответствующее окно для выбора диапазона дат (рис. 2).
Рис. 2. Диапазон дат
Чтобы установить диапазон дат выберите начальную и конечную дату в открывшейся форме.
«По оператору»: показывает записи о состоянии счетов, записи о которых сделаны определенным оператором. Для выбора определенного оператора в появляющемся окне – нужно выбрать необходимого сотрудника из выпадающего списка (рис. 3).
Рис. 3. Фильтр по оператору
«Фильтр по состоянию счета»: показывает записи о состоянии счетов пациентов, отсортированные по определенному состоянию счета, которое выбирается в появляющемся при выборе данного пункта меню окне (рис. 4).
Рис. 4. Фильтр по счёту
«Фильтр по текущему пациенту»: показывает записи о состоянии счетов текущего пациента (рис. 5).
Рис. 5. Фильтр по пациенту
Кликнув правой клавишей мыши по рабочей области, можно с помощью появившегося списка выбрать пациента, добавить, редактировать, удалить и обновить счета. Для редактирования можно также кликнуть дважды левой кнопкой мыши по строке счета. При этом откроется окно счета (договора). Здесь можно внести счет за оказанные услуги, распечатать договор, справку, создать направление, произвести оплату и возврат денег.
Заключение
Появление в клиниках большого количества автоматизированных медицинских приборов и следящих систем на отдельных компьютерах и развитие информационных технологий и современных телекоммуникаций, привели к новому витку интереса и к автоматизации процессов оплаты услуг, как в крупных медицинских центрах с большими потоками информации, так и в медицинских центрах средних размеров и клинических отделениях. В качестве операций обработки можно внести счет за оказанные услуги, распечатать договор, справку, создать направление, произвести оплату и возврат денег.