Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PORTFOLIO TECHNOLOGY AS A PRESENTATION TOOL PEDAGOGIC EXPERIENCE

Kasimova I.D. 1 Yurevich S.N. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
At present, in domestic and foreign education, the portfolio is one of the most commonly used types of results-oriented technologies. The portfolio allows the teacher to analyse, synthesize and systematice the results of his work, to objectively assess his abilities and to plan actions to overcome difficulties and achieve better results. In this article, authors consider the history of the technology of portfolios abroad and in Russia, highlight the main approaches to designing and maintaining the portfolio, justify the Guiding principles for the formation and maintenance of the teacher’s portfolio, the Specify tasks, and the that-continuous types of portfolio. A great deal of attention has been given to web portfolios, an electronic portfolio located on the Internet on its own site. This type of portfolio has a more informative occupancy and is most readily helpful in recording the dynamics of the professional development of the teacher.
educators
technology
portfolios
approaches
principles
tasks
on-board
and portfolio types

Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России.

Что такое портфолио? Для чего и зачем нужно создавать портфолио? В чем заключается важность и значимость портфолио как технологии предоставления педагогического опыта?

В последнее время приходится сталкиваться с педагогами, которые имея огромный опыт работы, не умеют его обобщать, презентовать, оценивать и говорить о своих результатах труда. Поэтому портфолио завоевывает все большую популярность и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Портфолио педагога – это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участие в конкурсах, проведённые педагогом исследования. Второе важное предназначение портфолио педагога – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории [2].

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Именно технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как педагогическую технологию. Слово «технология» произошло от греческих слов «techne» -искусство, мастерство и «logos» – учение. В результате чего термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве и мастерстве. Внедрение технологии «портфолио» в ДОУ требует большой и систематической работы по повышению квалификации и профессионального роста личности педагога, его компетентности. Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность предоставления педагогического опыта.

Основными подходами к разработке и ведению портфолио [3] являются:

– компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);

– деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);

– системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Основными принципами формирования и ведения портфолио являются:

– принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);

– принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

– принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

– принцип научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);

– принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).

Технология портфолио призвана выполнять ряд задач [1]:

– стимулировать мотивацию к деятельности у педагогов;

– создать условия для систематизации накопленного опыта педагогов;

– содействовать повышению уровня мастерства педагогов, ориентированного на дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие;

– создать условия для предоставления педагогического опыта.

Наиболее распространенными видами портфолио педагога выступают:

– бумажное портфолио – представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.);

– портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода – визитка педагога;

– электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.);

– веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на собственном сайте. Данный вид портфолио обладает большей информативной наполняемостью. Сайт воспитателя выступает в качестве самостоятельного ресурса, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации воспитателя, позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов [4].

Умение создать портфолио неразрывно связано с моделью, структурой и технологиями проектирования информационно-образовательного пространства как образовательного учреждения в целом, так и личного информационно-образовательного пространства.

В соответствии с функциями образовательная технология «Портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности.

1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио-продукта.

2. Разработка структуры материалов.

3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации.

4. Сбор и оформление материалов – тренинги к консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио, рефлексия деятельности на этапе.

5. Пробы и презентации – рефлексия деятельности на этапе, тренинги и консультации по формированию необходимых знаний и навыков создания и презентации портфолио, доработка критериев оценивания.

6. Презентация в рамках цели создания и использования – рефлексия деятельности на этапе.

7. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио – итоговая рефлексия деятельности.

Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие исчерпывающую деятельность. Педагог ДОО сам заполняет свой портфель достижений и воспринимает его как самооценку возможностей и достижений. В работе с портфолио педагог сравнивает свои достижения; у него развивается способность к рефлексии, более объективным становится представление о своих возможностях. Регулярное и системное заполнение портфолио поможет педагогам систематизировать и проанализировать работу, станет ориентиром при направлении на аттестацию, поможет зафиксировать динамику профессионального развития педагога и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.