Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MATHEMATICAL MODEL OF CALCULATION OF ELECTRIC CIRCUITS WITH NON-SINUSOIDAL CURRENTS

Gulay T.A. 1 Grinko A.D. 1 Pantelova E.M. 1
1 Stavropol State Agrarian University
2739 KB
The calculation of the non-sinusoidal current circuit is performed by the superposition method for each harmonic of the EMF acting in the circuit. Periodic non-sinusoidal currents and voltages in electrical circuits arise in the case of actions to them non-sinusoidal EMF and the presence of nonlinear elements. Real EMF, voltages and currents in electric circuits with sinusoidal alternating current, for various reasons, differ from sine waves. In the energy sector the emergence of non-sinusoidal currents or voltages is undesirable, as it causes additional energy losses. However, there are large areas of technology (engineering, automation, computer engineering, semiconductor convertor equipment), where non-sinusoidal quantities are the main form of EMF, currents and voltages. In this work we consider the methods of calculation of linear electric chains when exposed to sources of periodic non-sinusoidal EMF.
non-sinusoidal currents
mathematical model
complex method
circuit
method of superposition

В математическом образовании решение задач, выступая и как цель, и как средство обучения, играют важную роль. Текстовые задачи прикладной направленности представляют собой простейший тип математического моделирования. Именно здесь формируется творческий характер использования приобретаемых математических знаний, складывается положительная мотивация изучения математики. В процессе решения задач студенты осознают, что получаемые ими математические знания не накапливаются впрок, а постоянно используются при изучении специальных дисциплин; математика – это не «тяжелый багаж», который когда-нибудь может быть пригодится, а средство формирования и повышения их профессионального мастерства.

Одной из специальных дисциплин, входящих в образовательную программу по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», является «Теоретические основы электротехники».

Рассмотрим пример задачи по данной дисциплине с применением основных математических моделей.

Расчёт цепи несинусоидального тока выполняется методом наложения для каждой гармоники ЭДС действующей в цепи. При расчёте можно пользоваться комплексным методом, учитывая, что индуктивное сопротивление для k-й гармоники равно gulaj01.wmf, а ёмкостное gulaj02.wmf [1]. Расчёт цепи для постоянной составляющей соответствует расчёту на постоянном токе, но его можно вести также как на переменном токе, полагая для реактивных сопротивлений k = 0. Тогда gulaj03.wmf, а gulaj04.wmf. Следовательно, индуктивный элемент будет эквивалентен замыканию, а ёмкостный – разрыву цепи между точками включения [2].

Выполним в качестве примера расчёт мгновенных токов ветвей, найдем их действующие значения для цепи, изображенной на рисунке. Пусть входное напряжение равно

gulaj05.wmf

Параметры элементов цепи: R1 = 20 Ом, R2 = 5 Ом, ωL = 3Ом, gulaj06.wmf Ом [3].

gulT1.tif

Электрическая цепь

Рассчитаем цепь от действия постоянной составляющей gulaj07.wmf:

gulaj08.wmf

Произведем расчет параметров цепи от действия первой гармоники:

gulaj09.wmf

Далее найдем комплексное сопротивление параллельного участка:

gulaj10.wmf Ом.

Получим эквивалентное комплексное сопротивление всей цепи для первой гармоники:

gulaj11.wmfgulaj12.wmf Ом.

Для первой гармоники комплекс действующего значения общего тока будет равен:

gulaj13.wmf

Напряжение на параллельном участке цепи:

gulaj14.wmf

Токи во второй и третьей ветвях:

gulaj15.wmf

gulaj16.wmf

Мгновенные значения токов для первой гармоники:

gulaj17.wmf

gulaj18.wmf

gulaj19.wmf

Произведем расчет параметров цепи для третьей гармоники:

gulaj20.wmf

Получим комплексные сопротивления для третьей гармоники:

gulaj21.wmf Ом.

gulaj22.wmf Ом.

Следующим шагом будет нахождение токов и напряжения:

gulaj23.wmf

gulaj24.wmf

gulaj25.wmf

gulaj26.wmf

Мгновенные значения токов третьей гармоники будут равны:

gulaj27.wmf

gulaj28.wmf

gulaj29.wmf

Теперь найдет значения результирующих токов в ветвях:

gulaj30.wmf

gulaj31.wmf

gulaj32.wmf

В итоге получим действующие значения токов для трех ветвей:

gulaj33.wmf

gulaj34.wmf

gulaj35.wmf

Все этапы решения данной задачи прикладного характера направлены на формирование профессионально важных качеств будущих инженеров:

- аналитического мышления;

- профессиональной компетентности;

– критического мышления.

При решении подобных текстовых задач на практических занятиях мы столкнулись с тем, что у нас недостаточно сформированы общие умения решения задач, имеются пробелы в знании физических законов. Как следствие из этого, мы испытывали затруднения в построении математической модели задачи.

Для устранения подобных проблем мы хотим рекомендовать следующее:

- решать прикладные задачи систематически, а не время от времени;

- для подготовки к решению конкретной задачи прикладного характера,

- необходимо повторение основных физических законов, применяемых в решении;

- необходимо понимать, при изучении какой специальной дисциплины и в каком разделе будет использоваться построенная математическая модель.

Таким образом, навык решения подобных прикладных задач является эффективным средством формирования профессионально важных качеств будущих инженеров.

В данной статье было показано применение метода наложения для расчета данных цепи с несинусоидальными токами. Рассмотренная нами задача может в дальнейшем являться подспорьем в нахождении данных подобных цепей [4].