Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования призывает переосмыслить сформировавшийся подход к профессиональной деятельности педагога. Способность воспитывать ребенка в современном, стремительно меняющемся мире – важнейшая задача педагога дошкольного образования. Современному детскому саду необходим квалифицированный, творчески мыслящий педагог, способный самостоятельно планировать и организовывать образовательный процесс. В условиях смены образовательных парадигм, профессиональная деятельность существенно усложняется, следовательно, возникает необходимость в качественной подготовке педагогических кадров дошкольного образования, которая сочетала бы фундаментально необходимые теоретические знания и практические умения, соответствующие современным образовательным требованиям.
Сегодня вопрос о качестве подготовки профессиональных педагогических кадров для сферы дошкольного образования обсуждается преподавателями и потенциальными работодателями и в связи с введением профессионального стандарта «Педагог» (далее – профстандарт) [4]. Опираясь на положения Концепции профессионального стандарта педагога [3], необходимо отметить, что данный документ может выступать в качестве «объективного измерителя квалификации педагога», следовательно, в условиях его реализации, особо остро встает проблема готовности педагогических работников к профессиональной деятельности. Характеристика трудовых функций профстандарта включает действия, умения и знания, поэтому практическую готовность можно рассматривать как сформированность необходимых умений для реализации педагогической деятельности.
Выполнение профессиональных заданий является закономерным продолжением теста [1, 2], используемого для выявления уровня теоретической готовности, поскольку базой для успешного становления умений является наличие соответствующих знаний.
В своем исследовании мы предлагаем профессиональные задания, которые соответствуют каждому умению, представленному в профтандарте:
1. Разработайте алгоритм построения познавательно-исследовательской деятельности совместно с ребенком старшего дошкольного возраста.
2. Заполните графу протокола учета пульсовых данных ребенка дошкольного возраста на физкультурном занятии и постройте график динамики пульса по получившимся расчетным данным.
№ № |
Время измерения |
Пульс за 10сек. |
Пульс за 1мин. |
Вид деятельности |
1 |
00 |
13 |
До занятия |
|
2 |
3 |
16 |
Ходьба после бега |
|
3 |
6 |
20 |
ОРУ |
|
4 |
9 |
18 |
Подлезание под дугу |
|
5 |
12 |
24 |
Прыжки из обруча в обруч |
|
6 |
15 |
21 |
Подвижная игра средней интенсивности |
|
7 |
18 |
19 |
Перестроение |
|
8 |
21 |
15 |
Ходьба по залу, дыхательные упражнения |
3. Предложите комплекс дидактических игр и упражнений для обследования уровня сформированности связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Составьте план-конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Магазин».
5. Подготовьте краткую консультацию/ памятку/ буклет/ советы/ рекомендации для родителей на тему «Кризис трех лет у ребенка».
6. Выделите преимущества ИКТ в образовательном процессе ДОО.
Разработанная система оценивания уровня практической готовности осуществляется путем соотнесения реального состояния готовности с представленными показателями:
Уровни |
Показатели |
Низкий |
Неспособность выполнить практические задания |
Ниже среднего |
Выполнение практических заданий в недостаточном объеме: частичное выполнение и выполнение с ошибками предложенных заданий с использованием традиционных методов |
Средний |
Выполнение практических заданий в необходимом объеме с применением традиционных подходов и методов (задание №5); неточности при выполнении заданий по построению графика динамики пульса ребенка дошкольного возраста (задание №2); неточность в составлении комплекса упражнений и игр, направленного на развитие речевой деятельности детей (задание№3) |
Выше среднего |
Выполнение практических заданий в достаточном объеме с проявлением некоторых элементов творчества и попыток к нетрадиционным способам решения (задание №5); неточность в выполнении задания по построению графика динамики пульса ребенка дошкольного возраста (задания №2) |
Высокий |
Качественное выполнение заданий в достаточном объеме с проявлением творческого подхода и нетрадиционных способов решения практических задач |
Проанализировав полученные данные, мы можем представить все в таблице статистических данных, выявленных в ходе эксперимента:
Уровни практической готовности |
Педагоги ДОО |
Студенты |
||
Всего |
60 респондентов/ 100% |
30 респондентов/ 100% |
||
Высокий |
6 чел. |
10% |
2 чел. |
7% |
Выше среднего |
11 чел. |
18% |
4 чел. |
13% |
Средний |
25 чел. |
42% |
11 чел. |
36 % |
Ниже среднего |
16 чел. |
27% |
8 чел. |
27 % |
Низкий |
2 чел. |
3% |
5 чел. |
17% |
Проанализировав анкеты респондентов, можно построить выводы на сравнениях ответов педагогов и студентов:
Процентный показатель уровней выше среднего и высокого (28%) практической готовности педагогов ДОО больше, нежели чем у студентов (20%).
Большая часть студентов (36%) имеет уровень практической готовности, который можно оценить как «средний».
Процентное соотношение уровня «ниже среднего» оказалось схожим, учитывая количество респондентов (27%).
Низкий уровень практической готовности студентов имеет больший процент (17%), нежели у педагогов (3%).
Обобщая, можно отметить, что менее трети респондентов (26%) имеют результаты, которые можно считать достаточными и подразумевающими качественное выполнение профессиональных заданий, соответствуя уровням выше среднего и высокому.
Учитывая, что большинство респондентов (74%) имеют низкий (7%), ниже среднего (27%) и средний (40%) уровень практической готовности, мы пришли к заключению, что практическая готовность респондентов нуждается в совершенствовании. Разработка программы становления готовности педагогов ДОО и студентов к реализации профессионального стандарта является перспективным направлением нашего исследования.