Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MAIN APPROACHES TO DEVELOPING WEB APPLICATIONS

Poroshin I.A. 1 Buzhinskaya N.V. 1
1 Branch of the Russian State Pedagogical University
Currently, web applications can be used in various spheres of human life, for example, for the organization of user interaction, the sale of goods and services, the organization of interaction with customers. Web application development is a fairly time-consuming process, which involves the analysis of the domain, the study of customer preferences, the definition of requirements for the software product, interface design and selection of the development environment, implementation and maintenance of the product. Each developer should be able to analyze the capabilities of the environments and programming languages according to the selected criteria, since this determines the duration and effectiveness of his work. This article examines the main approaches to the development of Web applications using the example of a route planner for sightseeing in any city in the world. Using this application will allow the user to plan their route correctly.Keywords: web application, design, development, code editor.
web application
design
development
code editor

На современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий отмечается повышений требований к качеству веб-приложений. В отличие от веб-сайтов, которые используются, в основном, для предоставления информации, веб-приложения являются более интерактивными и позволяют пользователю принимать активное участие в работе [3]. Возможности современных веб-приложений сравнимы с возможностями классических приложений, однако доступ к ним мы можем получить в любой момент времени при наличии доступа в Интернет.

Логика веб-приложения распределена между сервером и клиентом, хранение данных осуществляется, преимущественно, на сервере, обмен информацией происходит по сети.

Работа над веб-приложением включает несколько этапов, которые соответствует этапам жизненного цикла [1]:

- определение требований к приложению;

- проектирование приложения;

- разработка;

- тестирование проекта;

- внедрение проекта;

- сопровождение проекта.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

Целью нашего проекта является разработка приложения, позволяющего планировать маршрут по достопримечательностям в любом городе мира. Данное приложение может использоваться как гидом при составлении экскурсионного маршрута по достопримечательностям для туристов, так и непосредственно самими туристами.

Для разработки данного приложения нам потребуется [3, 5]:

- интегрированная среда разработки или редактор-кода;

- язык гипертекстовой разметки HTML5;

- каскадные таблицы стилей CSS3;

- сценарный язык программирования JavaScript;

- набор библиотек и компонентов для упрощения разработки фреймворк.

При разработке выбираем «легкий» редактор-кода, а не интегрированную среду разработки [3]. Подавляющая часть ИСР – платные, потребляют много ресурсов ПК, чрезмерный функционал, для использования требуют достаточно времени в обучение.

Сравним редакторы кода, которые мы можем использовать для разработки приложения по следующим критериям (см. табл. 1) [6, 9, 10]:

- стоимость;

- наличие русифицированной версии;

- наличие обновлений;

- используемая платформа;

- скорость работы;

- функциональность.

Таблица 1

Сравнительная характеристика редакторов кода, которые могут использоваться для разработки приложения

Критерий/Название

Sublime Text

Atom

Visual Studio Code

Стоимость

Платный

Бесплатный текстовый редактор с открытым исходным кодом

Бесплатный кроссплатформенный редактор исходного кода

Русифицированная версия

-

-

+

Обновление

Нечасто

Активное обновление

Активное обновление

Платформы

Microsoft Windows, macOS и Linux

OSX, Windows, Linux, FreeBSD

Linux x86_64, OS X 10.9 или новее, Windows 7 или новее

Скорость работы (быстродействие)

Быстрый

Медленный

Использует много памяти

Быстрый

Функциональность

Недостаточно, требуются дополнительные расширения

Недостаточно, требуются дополнительные расширения

Достаточно близко к IDE( интегрированная среда разработки)

 

Таким образом, для разработки нашего приложения был выбран редактор кода Visual Studio Code. Это кроссплатформенный редактор исходного кода, поддерживающий базовые возможности интегрированной среды разработки, созданный в Microsoft. Позиционируется как «легкий» редактор кода для кроссплатформенной разработки веб- и облачных приложений. Visual Studio Code распространяется бесплатно, разрабатывается как программное обеспечение с открытым исходным кодом, и доступен в версиях для платформ Windows, Linux и OS X. В редакторе присутствуют встроенный отладчик, инструменты для работы с Git и средства рефакторинга, навигации по коду, автодополнения типовых конструкций и контекстной подсказки. Выбор редактора-кода, во основном индивидуален и зачастую зависит от проекта и разработчика в целом.

Кроме того, процесс разработки включает веб-дизайн, вёрстку страниц, программирование на стороне клиента и сервера, а также конфигурирование веб-сервера.

В приложение реализованы с помощью библиотек и вспомогательных инструментов следующие функции [4, 5, 7, 8]:

- работа с картой – Google Maps API Стандартный;

- подсказки мест ­ Google Places API Web Service Стандартный;

- Drag-and-drop – jquery ui;

- маркер на карте – Google Places API Стандартный;

- построение маршрута – Google Directions API Стандартный.

Рис. 1. Функция построения маршрута

Работу веб-приложения для планирования маршрута по достопримечательностям можно продемонстрировать на основе объектно-ориентированного подхода, языка UML. Моделирование с помощью UML предполагает построение диаграммы, которая позволяет продемонстрировать возможности приложения (см. рис. 1) [2].

Рис. 2. Диаграмма деятельности, иллюстрирующая работу планировщика маршрута по достопримечательностям

Пользователь выбирает город и количество дней из предложенного списка. Далее приложение отображает достопримечательности данного города в списке и на карте, а также дни (см. рис 2). Пользователь добавляет («перетаскивает») достопримечательности из списка для каждого дня своей поездки. Далее он выбирает день и видит примерный маршрут (см. рис 3).

Рис. 3. Отображение достопримечательностей

Рис. 4. Построение маршрутных линий

В процессе тестирования были выявлены недостатки, например, что маршрут можно построить как по прямой, так и по ломаным линиям с указанием длины расстояния. Кроме того, возможно реализовать сортировку по типу достопримечательности, рейтинг, стоимости и другим критериям. Данные требования могут быть рассмотрены, в дальнейшем, в качестве показателей для повышения функциональности приложения.