Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TECHNIQUES FOR WORKING WITH YOUNGER STUDENTS SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL BOOKS ON THE LESSONS OF LITERARY READING

Krivonozhenkova A.S. 1
1 Secondary school № 2" the village Lake in Tver region
The article "Techniques for working with younger students scientific and educational books on the lessons of literary reading" examines the influence of educational texts on the development of elementary school students.Modern psychological and pedagogical evidence suggests that, if at the time of admission to the school the child accumulates vivid impressions, useful and interesting information, it will not develop the need to clarify the obscure, to learn new things, and therefore will not have established a solid Foundation for the assimilation of scientific knowledge in the process of schooling. Currently, the children's interest in reading is lost, so to enhance the ability to understand scientific and educational texts in the work of the teachers use the following techniques: drawing up a plan of the text, reception "Cluster", "Insert", compilation of an annotated list of scientific texts, posing questions, writing reviews, and use of literary games.
scientific and educational texts
practices
literary reading

Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не сформируется потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а значит, не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения.

Детская научно-познавательная и энциклопедическая литература может быть полезна в этом отношении. Однако ее потенциал педагогами не используется. Каковы причины этого явления?

Во-первых, книга уже давно не является единственным источником информации о мире, растет число детей, не желающих читать. Их литературный опыт ограничивается рассказами из букваря и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Во-вторых, младший школьный возраст - это возраст подражания. И от того, как общаются с книгой окружающие ребенка взрослые, зависит, станет ли он в дальнейшем обращаться за знаниями к литературе. Что читать детям-школьникам решают родители и педагоги. Их выбор определяется книжным рынком. На прилавках изобилие: небольшие брошюры, увесистые, разукрашенные, как драгоценные ларцы, подарочные книги-фолианты, книжки-малышки и игрушки, раскраски. Ассортимент научно-познавательной и энциклопедической литературы необыкновенно широк, способен удовлетворить любые вкусы, рассчитан на разные возрастные группы читателей, уровни их развития и финансовые возможности родителей.

В-третьих, не учитывается сензитивность возраста, для которого характерно интенсивное развитие познавательного интереса ко всему окружающему, в том числе к книге как источнику знаний о мире. К 7 годам у детей накапливается значительное количество информации, которая служит своеобразной «материальной базой» для развития познавательных процессов. Ребенку все интересно, его все манит, но он не в состоянии правильно и глубоко осознать происходящее, переработать поток информации. Возникает противоречие между познавательными потребностями ребенка и возможностями осмысления поступающей информации.

Исследователи подсчитали, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. И происходит это не потому, что ребенок получил ответы на все вопросы, а потому, что привык их не получать. Если взрослые не могут или не хотят объяснить школьникам то, что их интересует, детская любознательность пропадает. У ребенка формируется пассивная позиция, а в будущем - отказ от решения сложных как учебных, так и жизненных задач.

Поэтому, педагогам необходимо обратить внимание на познавательные потребности и запросы детей, создать условия для их удовлетворения.

Считаю, что научно-познавательная литература в большей степени этому способствует. Попробуем разобраться в формулировке этого понятия.

Научно – познавательная литература - специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. [1, с. 3–4.]

Рассматривая классификацию научно-познавательной литературы, мы пришли к выводу, что учебные тексты делятся на:

1) учебные тексты, созданные лицами, ответственными за реализацию образовательного процесса (учебники, учебные пособия и др.);

2) учебные тексты, созданные участниками образовательного процесса в индивидуальном порядке на компилятивной основе (рефераты, конспекты лекций и др.);

3) учебные тексты, создаваемые обучающимися при дозированной педагогической поддержке;

4) учебные тексты, созданные с диагностическими целями (контрольно-измерительные материалы, тестовые задания);

5) тексты, обретающие статус учебных при определенной обработке (адаптированные авторские художественные тексты, подвергнутые дидактической обработке для изучения иностранного языка и др.);

6) тексты, изначально имеющие внеучебную направленность, но используемые в образовательном процессе.

Учебный текст может выполнять различные функции – передача социокультурного опыта, формирование определенных мировоззренческих установок, реализовывать упражняющую и закрепляющую функцию, контроль или самоконтроль за результатами познавательной деятельности, оценку учебных достижений, порождение смыслов и др.

Понятие «учебная книга» является более узким и фиксирует специально сконструированный учебный текст, адекватно графически (письменно) оформленный в соответствии с авторской педагогической концепцией. При этом учебная книга (в соответствии с замыслом педагога) может быть составлена из текстов, созданных учащимися [2, с. 45].

На уроках литературного чтения в начальной школе учителя чаще всего используют следующие приемы работы с научно-познавательными книгами:

- Постановка вопросов к тексту.

Целесообразно начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов и ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Золотой луг»:

1) какие цветы росли на лугу?

2) какого цвета луг был утром, а какого — вечером?

3) почему луг менял свой цвет?

4) зачем одуванчик закрывает на ночь свои лепестки?

Первый вопрос самый легкий — ответ на него очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. Третий вопрос еще сложнее — надо не просто воспроизвести содержание, а понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Самый трудный — четвертый вопрос, поскольку ответа на него в тексте нет. Чтобы найти ответ, надо размышлять, использовать дополнительные сведения.

Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Предложим потренироваться в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения.

Конечно, одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, хвалить за удачно поставленный вопрос, систематически включать задания на постановку вопросов в учебную деятельность по всем предметам.

- Составление плана текста.

Прием составления плана познавательного текста преследует цель структурирования информации, поэтому принцип деления текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Текст делится на логически законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями возможно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором — наличие познавательной информации.

- Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Прием «Инсерт».  Данный приём требует от ученика умения не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

 Пометки должны быть следующие:

 Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

 Знаком «плюс» (+) отмечается  новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

 Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.

 Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Последовательность действий по составлении кластера проста и логична: 

- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;

- вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

- по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

- Литературные игры.

Н. М. Дружинина предложила интересные игровые приемы работы, стимулирующие самостоятельное чтение детских познавательных книг.

«Познавательный бой» — дети составляют дома познавательные вопросы по материалам прочитанных книг. «Бой» устраивается на уроке между командами. Важно не только ответить на вопрос, но и сказать, из какой книги были получены эти знания.

« Слушай лучше» — учитель читает познавательное произведение, дав детям установку на выделение и запоминание познавательного материала. После чтения команды делятся своими наблюдениями.

«Анкета» — заполнение анкеты на животное — героя познавательного произведения: для чего надо знать место его распространения, кто его враги, с кем он живет в мире, чем питается, как приспосабливается к окружающим условиям и т.д.

«У кого спросим?» — учитель задает вопрос, а школьники решают, у кого из авторов научно-познавательных книг можно об этом узнать. Этот игровой прием можно совместить с книжной выставкой, тогда ответ может быть получен прямо на уроке.

Названные приемы актуализируют читательский кругозор ребенка, позволяют детям делиться читательскими впечатлениями и знаниями, полученными из познавательных книг. Играя, дети учатся формулировать познавательные вопросы, что развивает их любознательность, пытливость, интерес к взаимосвязям, причинам и следствиям явлений.

Говоря об активизации восприятия детей, нельзя обойти стороной стимулирование отзывов читателей. Отзыв – это не рецензия, это живой непосредственный, выраженный в слове отклик на прочитанное произведение со своей интонацией, своим впечатлениями, размышлениями, тесно увязанными с жизненным и читательским опытом самого автора отзыва. Но если отзыв – это спонтанное читательское впечатление от книги, то обсуждение – преимущественно управляемый метод активизации восприятия. В центре его – постановка проблем, наиболее значимых для читателей этой книги. Задача обсуждения – в рамках «силовых линий», заданных автором и повернутых к реальным проблемам сегодняшней жизни, разбудить мысль читателей, заставить их спорить, выдвигать свои гипотезы, аргументировать. Вместе с тем обсуждение познавательной книги – это своего рода тренинг, развивающий умение оперировать текстом, искать в нём точки опоры для своих суждений, вычитывать в тексте «больше, чем написано». Обсуждение побуждает читателей погружаться вглубь произведения и сквозь её призму размышлять о жизни и о себе.

Один из модифицированных вариантов отзыва – составление аннотированного списка книг. Обучающиеся подбирают книги согласно заданию учителя (например, по тематике, автору и т.д.) и составляют список книг, указывая не только автора и название книги, но и давая аннотацию - краткую характеристику книги, основные вопросы, которые в ней освещены. Такой список носит информативно-рекомендательный характер.

Это лишь часть методов, используемых при изучении научно-познавательной литературы. Однако какими бы ни были находки, составным элементом их непременно будет диалог, простой естественный разговор с ребенком, который предшествует чтению или следует за ним. Необходимыми условиями спешного диалога считается умение преподавателя говорить и слушать, встать на точку зрения ребенка и с его позиции посмотреть на произведение и мир. О каком бы произведении ни шел разговор, педагог и ребенок говорят о том, что их обоих как читающих личностей волнует, что будит их мысль, что вызывает радость от чтения. Преподаватель делится с детьми своим опытом восприятия художественного произведения и заражает этим читателей. Он не просто передает свою мысль детям, но возбуждает в них их собственные мысли.