Процесс глобализации и противоречия, порождаемые им, разрушают привычные нормы, приводят к большому количеству миграций и вынужденных переселений, изменениям в массовой культуре и средствах коммуникации. В современном мире практически не осталось мононациональных стран. Практически все субъекты Российской Федерации полиэтничны [2, 7, 9].
В связи с этим возникает вопрос: как подготовить молодых людей к жизни в условиях многокультурной среды.
Особая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям, где в последние годы совместно пребывают дети разных национальностей и конфессий [3, 5, 8,10]. Законодательные документы последних лет подчеркивают, что современные образовательные учреждения призваны формировать ментaльную совместимость и духовную интеграцию людей, а одной из актуальных задач в многонациональной России является воспитание подрастающего поколения.
Вместе с тем сегодня мы сталкиваемся с действующими разнонаправлено методами и механизмами социализации различных этноконфликтных, субкультурных групп, которые оказывают негативное влияние на становление этнической идентичности подрастающего поколения.
Это обстоятельство значительно осложняет процесс адаптации в поликультурном пространстве.
Поэтому решение проблемы гармонизации межнациональных отношений становится важной составляющей процесса стабилизации российского общества.
Для успешной социализации детей, особенно дошкольного, возраста в многонациональной образовательной среде важно формировать этническую толерантность личности, т.е. принятие этнокультурных различий и исключение этнофобий и межэтнических конфронтаций между людьми [1, 4, 6].
Выше сказанное определяет необходимость теоретического осмысления и практического поиска содержания и способов успешной социализации детей в условиях многонационального пространства.
Проблема развития межличностных отношений детей дошкольного возраста актуальна тем, что это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.
Здесь следует отметить роль межличностных отношений в детстве, так как для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие развития его личности, его человеческого развития.
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки.
Цель исследования: выявление особенностей развития положительных межличностных отношений у детей 4-5 лет через систему организации игровых занятий и упражнений.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития межличностных отношений у детей 4-5 лет.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:
- На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
- Проанализировать этапы становления межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
- Рассмотреть роль игры в становлении межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что процессу становления положительных межличностных отношений в группе детей 4-5 лет будет способствовать организация специальной системы мероприятий, направленных на совместную деятельность детей.
Методы исследования
- Структурированное наблюдение с видеофиксацией за развитием взаимоотношений детей в полиэтнической группе детского сада в ситуациях свободной игровой деятельности внутри группы и свободной игровой деятельности на детской площадке.
- Опрос воспитателей на тему межличностных отношений детей в полиэтнической группе детского сада.
- Беседа с детьми на тему выбора ими друга и соответствующих этому выбору причин.
База исследования: ДОУ № 3 и № 64 г. Владикавказ.
Выборка: 70 детей 5–7 лет (30 девочек и 40 мальчика), среди которых были представлены осетины, русские, узбеки, азербайджанцы, армяне, таджики.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности. Игровая деятельность – один из тех видов деятельности, которые могут быть использованы взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников. Ведь игру отличают наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживания играющего.
Проблеме взаимодействия дошкольников со сверстниками посвящены многие психологические и педагогические исследования (Т.В. Антонова, Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Т.А. Репина, А.П. Усова, С.Г. Якобсон и др.).
Доказано, что совместная игра создает условия для возникновения «детского общества» и развития качеств личности, позволяющих детям взаимодействовать друг с другом. Ученые считают, что игра, являясь моделью социальных отношений взрослых, при определенных педагогических условиях и методах, способствующих обогащению его содержания морально ценным сюжетом, формирует нравственные качества личности и положительные взаимоотношения между детьми (А.К. Бондаренко, Т.Н. Бабаева, М.В. Воробьева, О.У.Гогицаева, Р.И. Жуковская, Кочисов В.К. и другие).
В работе нами были использованы методики диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко; «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков).
Дошкольный возраст, пожалуй, самый «чистый» и «наивный» в плане межэтнических взаимоотношений. Мотивы межличностной привлекательности плохо осознаются дошкольниками. Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. В нашем исследовании мы попытались выявить особенности межличностных отношений детей 5–7 лет в ситуации полиэтнической группы детского сада.
Для выявления уровня становления межличностных отношений у детей нами была организована опытно-экспериментальная работа. В эксперименте приняли участие 70 детей средней группы детского сада. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. Для исследования уровня сформированности межличностных отношений детей средней группы использовалась диагностика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре» [3]. Цель наблюдения: исследование межличностных отношений в группе. Наблюдение проводилось за каждым испытуемым ребенком в процессе сюжетно-ролевых игр по следующим критериям: 1 – общительность ребенка со сверстниками 2 – умение организовать игру 3 – умение без конфликта играть с другими детьми 4 – умение делиться игрушками 5 – умение сочувствовать другому ребенку, утешать его 6 – умение не обижать других 7 – умение не обижаться на других 8 – справедливость во взаимоотношениях со сверстниками.
Оценка и интерпретация результатов: Высокий уровень: 6-8 баллов. Межличностные отношения детей сформированы достаточно: ребенок стремится установить контакт со всеми сверстниками, проявляет инициативу к организации игры, не обижается сам и не обижает сверстников, помогает сверстникам во время игры. Средний уровень: 4-5 баллов. Уровень сформированности межличностных отношений в норме, но требует работы по формированию этих отношений. Ребенок устанавливает контакт со сверстниками, делится игрушками, но не может установить справедливость во взаимоотношениях. Низкий уровень: 1-3 баллов. Межличностные отношения детей не развиты. Ребенок не идет на контакт со сверстниками, чаще предпочитает остаться в стороне и играть один. Таким образом, мы получили следующие результаты: - высокий уровень сформированности межличностных отношений у детей в испытуемой группе не выявлен; - средний уровень показали 63,6 % испытуемых (45 детей);- низкий уровень выявлен у 36,4 % испытуемых (25 детей).
По данным результатам, видно, что высокого уровня сформированности положительных межличностных отношений в данной группе детей нет. Поэтому необходимо организовать работу, направленную на формирование положительных межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста.
Для определения эффективности психолого-педагогических воздействий после проведения формирующего этапа эксперимента нами было повторно проведено обследование детей средней группы в количестве 70 человек по методике Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре». Наблюдение проводилось за каждым испытуемым ребенком в процессе сюжетно-ролевых игр по следующим критериям: 1 – общительность ребенка со сверстниками, 2 – умение организовать игру, 3 – умение без конфликта играть с другими детьми, 4 – умение делиться игрушками, 5 – умение сочувствовать другому ребенку, утешать его, 6 – умение не обижать других, 7 – умение не обижаться на других, 8 – справедливость во взаимоотношениях со сверстниками.
Итоговое обследование детей позволило нам сделать следующие выводы: - высокий уровень можно пронаблюдать у 50 % испытуемых (35 детей). Межличностные отношения детей сформированы достаточно: дети стали более внимательны к интересам сверстников, делятся атрибутами игры, без спора могут распределять роли, умеют организовывать игру; - средний уровень выявлен у 40,9 % испытуемых (30 детей). Уровень сформированности межличностных отношений в норме, но требует работы по формированию этих отношений. Дети стремятся играть вместе с остальными, но не достаточно справедливы во взаимоотношениях со сверстниками; могут организовывать игру, но иногда могут обидеть сверстника; - низкий уровень проявляется у 9,1 % испытуемых (5 ребенка). Межличностные отношения детей не развиты. Дети пытаются вливаться в группу сверстников, но обижаются и не умеют делиться игрушками, поэтому сверстники не хотят играть с ними. После проведения наблюдения на итоговом этапе можно мы заметили положительный результат работы: 35 детей достигли высокого уровня сформированности межличностных отношений.
Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. По результатам проведенной нами работы на контрольном этапе исследования отслеживается положительная динамика развития межличностных отношений у детей средней группы. Мы пришли к выводу, что работа с детьми способствовала развитию у них навыков свободного вхождения в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Методы и приемы, использованные в работе, вызвали стремления детей жить в ладу с самими собой, окружающими людьми и бесконфликтно общаться со сверстниками. Дети научились общаться со сверстниками, включаются в совместные игры, стали коммуникативно сильнее. Мы уверены, что наша работа способствовала и тому, что каждый ребенок осознает себя личностью, способной контролировать свои эмоции, осознавать свои достоинства и сверстников, добиваться определенных успехов. Дети открыто, с удовольствием делятся своими впечатлениями, стали смелее отстаивать свое мнение. Подводя итоги данной работы, необходимо отметить, что поставленные задачи решены в соответствии. Дальнейшее углубленное и детализированное решение этих задач возможно в более развернутых исследованиях и с привлечением соответствующих ресурсов. Описанная нами работа по оптимизации общения адресована широкому кругу детей, поскольку она способствуют планомерному развитию коммуникативных навыков: умению понимать чувства других людей, мотивы их поступков, находить продуктивный выход из конфликтной ситуации. Результатом данной работы является, то, что дети стали коммуникативными и самостоятельными, отзывчивыми и добросердечными, проявляют интерес к окружающим его людям, и задумываются об их интересах и потребностях. Данная работа может быть использована психологами и воспитателями для полноценного развития общения у детей в дошкольной образовательной организации.