Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF FREE ECONOMIC ZONES IN PRIMORSKI KRAI

Chernyshev D.V. 1
1 JSCB "Primorye"
The article examines the state of free trade zones in Primorski Krai and free trade zones’ development over time. The article describes the government’s plans for the development of Russian free trade zones in terms of Russian Far East and Primorski Krai. It considers the Primorski Krai advantages over the other Russian regions in establishment and development of free trade zones. It analyses the reasons for changes of political climate in East Asia that cause appearance of new projects of Russian cooperation with such countries as Japan, Republic of Korea and People’s Republic of China. Furthermore, this article presents examples of certain free trade zones and its development prospects. As a result, economic efficiency of free trade zones in Primorski Krai was estimated.
free trade zone
asez
primorski krai
russian far east
Russia
free trade zone «nakhodka»
the project «bolshoi vladivostok»
the project «tumagan»

Особая экономическая зона (ОЭЗ) или свободная экономическая зона (СЭЗ) -территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории и льготные экономические условия для предпринимателей. Создание особых экономических зон (ОЭЗ) различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны. В России неоднократно предпринимались попытки создания и развития ОЭЗ, в частности, в Находке, Калининградской области, Магадане, Алтае и других местах. По своему замыслу ОЭЗ должны были способствовать решению таких задач, как: быстрая интеграция в мировую экономику, привлечение иностранных инвестиций, освоение передового инновационного и технологического опыта. Однако отсутствие единой государственной политики в этой области, федерального закона об особых экономических зонах, прямое копирование зарубежного опыта без учета условий российской экономики, распространение режима свободной экономической зоны в пределах территориально-административных границ, совпадение времени их создания с затяжным экономическим кризисом в России отрицательно сказались на становлении ОЭЗ[3].

Цель данного исследования состоит в том, чтобы осуществить комплексный анализ развития свободных экономических зон Приморского края и их перспективы в международных экономических отношениях.

Соответственно поставлены следующие основные задачи: определить уровень развития свободных экономических зон России в настоящее время; рассмотреть вопрос тенденций развития свободных экономических зон в Приморском крае; выявить стратегические задачи, стоящие перед государством; проанализировать планы и проекты правительства по дальнейшему развитию свободных экономических зон; определить основные направления международного сотрудничества.

ОЭЗ стали создавать в России в 2005-2006 годах с целью:

- привлечения прямых иностранных инвестиций;

- создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

- развития экспортной базы;

- минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;

- приближения производства к потребителю;

- использования более дешёвой рабочей силы;

- развития территории[2].

Особые экономические зоны, которые уже существуют в России:

На 1 января 2016 года в 30 субъектах было 33 особых экономических зоны. По данным Министерства экономики, с 2006 по 2015 год в них пришли более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 зарубежных стран.

В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот ОЭЗ делятся на:

  1. Логистические ОЭЗ — территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Они созданы для предоставления логистических услуг.

Например:

- ОЭЗ ПТ «Ульяновск», Ульяновская область.

- ОЭЗ ПТ «Советская Гавань», Хабаровский край.

  1. Промышленные ОЭЗ — территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, инвесторам предоставляются различные льготы.

Например:

- ОЭЗ ППТ «Липецк», Липецкая область.

- ОЭЗ ППТ «Алабуга», Республика Татарстан.

  1. Технологические ОЭЗ — территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации — технопарки, технополисы.

Например:

- ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», Москва.

- ОЭЗ ТВТ «Дубна», Московская область.

  1. Туристические ОЭЗ — территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказываются услуги в сфере туризма.

Например:

- ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая», Республика Алтай.

- ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», Республика Бурятия[5].

Однако, несмотря на высокие показатели деятельности, ОЭЗ могут встретиться с нижеследующими рисками:

- страновые и региональные риски;

- финансовые риски;

- правовые риски.

Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины ХХ века стали свободные экономические зоны, являющиеся фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углублением интеграционных экономических процессов.

Существуют объективные предпосылки для политической разрядки, роста экономической взаимозависимости стран Восточной Азии, их общих интересов и осознания необходимости сотрудничества ради собственного процветания, которые усилили в конце 80-х - начале 90-х годов интеграционные процессы:

     - географические - относительная целостность и компактность бассейна Японского моря и природно-климатическое сходство его районов;

     - геополитические - взаимосвязанные интересы стран, прилегающих к Японскому морю;

     - экономические - эффективность совместного использования природных и трудовых ресурсов;

     - экологические - необходимость объединения усилий для решения экологических проблем Японского моря.

     Быстрый экономический рост и усиление разносторонних связей стран Восточной и Центральной Азии требуют создания здесь единого торгового, финансового и информационного центра. Приморье по сравнению с другими территориями имеет для этого ряд преимуществ:

  1. Стратегическое положение (восточные ворота России);
  2. Доступ к богатым сырьевым ресурсам Сибири и Дальнего Востока;
  3. Относительно развитая промышленность;
  4. Наличие удобно расположенных портов свободной экономической зоны (Находка);
  5. Высокий образовательный уровень населения, концентрация учебных заведений и научно-исследовательских институтов;
  6. Близость к странам ускоренного экономического роста (Китай, Республика Корея и др.).

Эти объективные обстоятельства в условиях изменившегося политического климата в регионе повлекли за собой появление в Японии, Республике Корея, КНР и России проектов кооперации и сотрудничества в Восточной Азии.

     Своеобразное географическое положение Приморского края предопределяет выбор механизма и средств для ускорения темпов его экономического развития и вовлечения в систему международной кооперации. Как зарубежные разработчики, так и местные ученые отдают приоритет созданию здесь свободной экономической зоны (СЭЗ).

     Благодаря зонам экономического сотрудничества Дальний Восток России сможет быстрее перейти на рыночные рельсы и интегрироваться в мировое хозяйство.

Свободная экономическая зона “Находка” была создана в 1990 г. вместе с 12 другими СЭЗ на территории России. Главное направление ее развития - превращение Находки в центр трансконтинентальной торговли. В июне 1997 г. в Сеуле было парафировано соглашение по российско-корейскому комплексу. Однако развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят.

В октябре 1990 г. Комитет промышленного развития ООН (ЮНИДО) выступил инициатором превращения Владивостока в открытый для иностранного капитала город. Идеей проекта являлось создание свободной экономической зоны на территории Южного Приморья. Проект получил название «Большой Владивосток».

     Выполняя заказ ЮНИДО, группа японских ученых уже к осени 1991 г. разработала концепцию будущей СЭЗ[7].

     Хотя концепция, получившая название “Большой Владивосток”, отражала, прежде всего, экономические интересы Японии (особенно западных, менее развитых префектур - Ниигата, Исикава, Тояма). Предусматривалось интенсивное развитие Южного Приморья, включая 4 города (Владивосток, Находка, Артем и Партизанск) и 6 районов (Партизанский, Хасанский, Шкотовский, Надежденский, Уссурийский, Октябрьский). Эта территория должна была превратиться в один из мощных транспортных и деловых центров Восточной Азии, открывающих доступ к природным богатствам Сибири и Дальнего Востока. В то же время предполагалось более широкое вовлечение Дальнего Востока России в международную кооперацию, развитие существующих и создание новых отраслей производства, деловой инфраструктуры и транспортной системы на основе собственных средств и иностранных инвестиций.

     Группой российских ученых была разработана концепция, отражающая в первую очередь интересы экономического и социального развития Приморского края. Приморью отводилась роль соединительного звена двух экономических пространств: России и АТР. Край должен был принимать участие в формировании япономорского экономического кольца и активно развивать агропромышленную кооперацию с соседними провинциями Китая.

     В октябре 1991 г. представители 5 стран - Республики Корея, КНДР, КНР, России и Монголии - подписали соглашение о разработке программы развития зоны реки Туманная.

     Однако интересы и взгляды потенциальных участников проекта существенно расходились по таким ключевым вопросам, как территориальные рамки зоны, ее правовой статус, специализация. Администрация Приморского края выступила против проекта, видя в нем угрозу транспортным артериям Приморья и экологии заповедных морских территорий.

     С 1991 по 1996 г. концепция претерпела существенные изменения и трансформировалась в новую версию - проект “Туманган”. Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбяньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья с Уссурийском и Находкой. Главная цель проекта - ускорение темпов экономического развития территории и повышение уровня благосостояния населения путем привлечения и развития внутренней и транзитной торговли[4].

     Появление международных проектов, в каждом из которых Приморскому краю отводится заметное место, свидетельствует о новом качестве межгосударственного сотрудничества. На рубеже XXI века все более явственно обозначается роль Приморья как своеобразного моста, связывающего Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание свободных экономических зон на территории Приморского края обусловлено тем, что данные зоны могут являться важным инструментом государственной инновационной политики для развития и поддержания территориальных кластеров. Свободные экономические зоны – это, прежде всего, льготные условия налогообложения. Учитывая тот факт, что высокие налоговые ставки – это одни из главных барьеров для развития предпринимательства, понижение ставки хотя бы на один процент уже даст предпринимателям преимущество.

Поддержка территориальных кластеров позволит повысить их конкурентоспособность и привлекательность, как для жителей региона, так и представителей других стран. Содействие вовлечению профессиональной рабочей силы, развитие инновационной, производственной, транспортной, энергетической, жилищной и социальной инфраструктуры кластеров даст толчок к их развитию, что впоследствии принесет выгоду не только региону, но и стране в целом.

В свою очередь, создание подобных промышленных центров имеет и негативные последствия, связанные с загрязнением акватории Приморского края и ухудшением экологической обстановки. Данная проблема имеет место в любом регионе, где развертываются крупномасштабные планы правительства по улучшению инфраструктуры и повышения инновационной привлекательности.

Приморский край обеспечен водными и земляными ресурсами, имеет высокую логистическую организацию. Близкое расположение Азиатских стран позволяет Приморскому краю заключать выгодные соглашения, перенимать опыт и осуществлять плодотворное сотрудничество. Географическое устройство Приморского края обусловлено таким образом, что он благоприятно подходит для создания на его территории свободной экономической зоны.

Создание свободной экономической зоны в совокупности с льготами, которые она предоставляет, способна заинтересовать в первую очередь иностранных инвесторов. Однако любое государство изначально должно беспокоиться о местном предпринимательстве, о его активности и жизнеспособности[1].

Согласно материалам парламентского слушания Совета Федерации обозначены важные особенности создания свободных экономических зон для регионов и России в целом. Приоритетом в сфере экономического развития России является формирование условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния населения на основе устойчивого и динамического развития национальной экономики. Правительство направляет значительное усилие на создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а, следовательно, создания свободных экономических зон, как механизма решения вышеуказанной задачи.

Инновационные и образовательные комплексы, построенные на территории Приморского края за последние пять лет, в том числе нефтепорт Козьмино и кампус Дальневосточного Федерального Университета, отвечают мировым стандартам и являются привлекательными для иностранных инвесторов. Значение здесь имеет создание специальной инфраструктуры для бизнеса. Правительство отдельно выделяет роль частных инвесторов. И это немаловажный аспект, поскольку именно влияние местного предпринимательства способно поднять инновационную привлекательность региона. Концентрация соответствующей предпринимательской инициативы представляет собой проблему выбора инициатора и движущей силы создания кластера. Особая зона в Приморском крае должна дать возможность для создания открытой и равнодоступной площадки для предпринимательства, состоящую из пяти «И»: инфраструктура, инвестиции, интеллект, интеграция и инновации. Инфраструктура, как инструмент и механизм поддержки предпринимательства, предоставляет благоприятные условия предпринимателю для создания бизнеса и позволяет в кратчайшие сроки наладить процесс производства[6]. Она является основой и предлагает возможности для предпринимательской деятельности. Интеграция представляет собой объединение предпринимателей в кластеры как внутри свободной экономической зоны, так и налаживание производственно-хозяйственных связей с другими территориями для реализации и развития бизнес-идей. Все вместе это создаст условия для инноваций, приведет к реальному результату предпринимательской деятельности. Главной задачей здесь является возможность заинтересовать предпринимателя, объяснить и показать ему выгоду от создания, ведения и развития предпринимательской деятельности в условиях свободной экономической зоны. Создание специальных комитетов и бизнес-структур позволит усилить положение Приморского края в области развития бизнеса и сформировать ключевые позиции для дальнейшей деятельности в развитии территории и увеличения благосостояния населения.

К настоящему времени многие регионы России объявили о намерении создать свои региональные особые или специальные экономические зоны, но лишь немногие из этих зон активно функционируют. Экономические зоны в целом оказывают позитивное влияние на экономику тех регионов, в которых они создаются, так как способствуют привлечению как отечественного, так и иностранного капитала. Важным структурным элементом является использование мирового опыта. В рамках международного сотрудничества главной задачей Приморского края является формирование углубленных двусторонних отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, способных обеспечить долгосрочную стабильность. Обращение Приморского края в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона очевидно. АТР находится в стадии непрерывного развития и в интересах страны оказаться на одной ступени с соседями, имеющими высшие показатели инновационной экономики: иметь общие интересы, перенимать опыт и внедрять собственные инновации. Формирование территориальных кластеров позволит обеспечить и поддержать партнерство организаций-участников кластера и государства; осуществить формирование, развитие и распространение эффективных механизмов частно-государственного партнерства в сфере инноваций[8]. В свою очередь, создание свободной экономической индустриальной зоны на территории края позволит сформировать площадку для активного и конкурентоспособного предпринимательства. СЭЗ предполагает благоприятные условия для предпринимательства и, как следствие, ее создание на территории Приморского края необходимо. Приморский край располагает всеми необходимыми условиями для создания свободной экономической зоны, а главное, имеет особую потребность в ней. Но для существования и функционирования свободной экономической зоны необходимо корректное, адекватное насущным потребностям предпринимательства законодательство.