Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ARTICLE ART THERAPY IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Mamedova L.V. 1 Naboka V.A. 1
1 Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova "in Neryungri
The article describes the main approaches in the work on the study of the development of creative abilities of children of preschool age with the help of art therapy. The ideas of modern practitioners to study the characteristics of creative abilities of children of preschool age. The theme of reflections in the federal law on December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation." This article describes a technique of studying the development of creative abilities, determine the level of the individual characteristics of a person of quality, determined by the success of the implementation is determined by the degree of originality, reveals the degree of stability of interest in creative activities are offered such ways of development of creative abilities for, such as: methods - igroterapiya, skazkoterapiya, music; igroterapiya and various techniques for identifying the flexibility, originality, elaboration, resistance circuit.
psychology
creativity
ability
development
art therapy
preschool
methods
techniques
the formation.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. творческие способности понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческая жизненная установка помогает справиться с меняющимися обстоятельствами, не поддаваться, а господствовать над ними. Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие. Творчество существует в той или иной мере в каждом человеке. Оно со многими его измерениями – гибкостью, открытостью, склонностью к эксперименту, общительностью, юмором – является общим знаменателем процессов в науке и искусстве, как и в человеческих отношениях вообще. Творчество необходимо воспитывать, что бы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным.

Проведенное нами исследование психолого-педагогической литературы показывает, что задача творческого развития  является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие его способствует развитию личности ребенка в целом.

 «Творческие способности понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческая жизненная установка помогает справиться с меняющимися обстоятельствами, не поддаваться, а господствовать над ними. Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться» [1, с. 79].

По изучению творческих способностей детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева, Л. С. Выгодский, Дж. Гилфорда, П. Е. Торренса, Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко,  и др. Таким образом, современная психология считает, что изучение творческих способностей у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: в федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года «… образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, … творческого, профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [8].

В дошкольном детстве закладываются основы развития личности и формируются творческие способности к саморазвитию, самосовершенствованию, то важным условие для развития творческих способностей является продуманное сочетание современных методов и приемов. Рассмотрев подробно виды арт-терапии можно сказать, что «творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. В каждом человеке предполагается существование возможностей, которые можно освободить для самореализации личности» [5, с. 78].

Для полноценного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка необходимо исследовать и изучить все аспекты данного исследования. В связи с этим, мы рассмотрели методики разных авторов, которые направлены на выявления творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методика «Складная картинка» автора В. Б. Синельникова помогает определить умение сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения [6]. Методика «Дощечка» автора В. Т. Кудрявцев помогает оценить способности к экспериментированию с преобразующимися объектами [6]. Тест «Незавершенные фигуры»  автора Е. П. Торренса помогает определить свойство мышления. [3]. Тест «Солнце в комнате» автора В. Б. Синельникова, В. Кудрявцев) выявляет способности ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия [6]. Тест «Дорисовывание фигур» автора О.М. Дьяченко помогает определить уровень развития воображения, способности создавать оригинальные образы [3].

Для того чтобы определить какие методы и приемы используют в своей работе современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:

1)         игротерапия (Г. А. Саитова, г. Тобольск; Д. И. Раупова, г. Красноуральск; И. В. Терехова, Кобяйский улус, село Кобяй Республики Саха (Якутия);

2)         изотерапия (А. В. Щербакова, г. Лабытнанги, Тюменская обл.; Д. И. Раупова, г. Красноуральск; Е. Г. Валенкова, г. Гусь-Хрустальный; Н. Ю. Исаева, г. Белгород; С. Н. Дружинина, г. Армавир);

3)         песочная терапия (И. А Смирнова г.Норильск ; Е. А. Гольчикова г. Ярославль);

4)         сказкотерапия (Н. Ю. Исаева, г. Белгород; И. В. Сантаева, Республика Саха (Якутия), г. Якутск);

5)         лепка (О. Н. Гуляева с. Туора - Кюель Татинского улуса Республики Саха (Якутия).

Изучив литературу по проблеме исследования, можно сказать, что многие практики в своих работах пишут, что творческие способности уже заложены природой, их остается только развить с помощью различных методов.

Анализ литературы и обобщение опыта по проблеме исследования показывает, что одним из методов развития творческих способностей является арт-терапия.

Арт-терапия состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Она ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования и т.д.

Рассмотрим некоторые методы арттерапии, применяемые практиками для развития творческих способностей дошкольников.

  1. «Игротерапия - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей» [7].

По мнению Нестеровой В. А «Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил. Например:

  1. Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры («Лото» развивает память, сообразительность, речь, реакцию).
  2. Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении конформного поведения детей (игра по сказке «Теремок» Эта игра несет познавательный характер, тренирует речь ребенка, благотворно влияет на творческие задатки).
  3. Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей (игра «Невпопад» игра способствует развитию речи, логического мышления, памяти и сообразительности).
  4. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей (игра «Розыгрыш» хорошо показывает, как во время игры развивается память, речь, сообразительность, мышление).
  5. «Сказкотерапия - «Сочиняя сказки в целях самотерапии и развития своего творческого потенциала, мы вскоре с удивлением обнаруживаем, что сочинённые нами сказки приносят пользу не только нам. Эти сказки с интересом слушают и просят пересказать ещё и ещё наши дети, наши ученики, наши пациенты. В конце-концов раз сочинённая сказка, выйдя из-под нашего пера, сразу же начинает жить самостоятельной жизнью. Но сочинять сказки в рамках сказкотерапевтического тренинга можно по-разному - спонтанно и туманно или со знанием дела. Знание, умение ориентироваться в типологии чего бы то ни было - ещё никому не повредило. Типы сказок, используемых в сказкотерапии» [4].
  6. «Музыкотерапия - все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду [4].
  7. «Изотерапия» это арттерапия рисованием. «Один из основных методов арттерапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Современная изотерапия - это в основном процесс художественного творчества. Арттерапия рисованием используется широко. Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона [2].

Итак, на основе анализа методов арт-терапии в развитии творческих способностей мы выяснили, что в зависимости от возможностей и желания детей занятия арт-терапией могут нести обучающую функцию. Ребенок учится новому для него виду искусства. Средства, представленные авторами, а именно, игротерапия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, музыкотерапия, сказкотерапия, различные виды сказок все это и другие методы, будут способствовать развитию тех или иных способностей. Также изученные методы искусства позволят справиться с проблемами, вызывающие негативные эмоции, что позволят в конечном итоге выплеснуть творческую энергии.