Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. творческие способности понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческая жизненная установка помогает справиться с меняющимися обстоятельствами, не поддаваться, а господствовать над ними. Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем живое участие. Творчество существует в той или иной мере в каждом человеке. Оно со многими его измерениями – гибкостью, открытостью, склонностью к эксперименту, общительностью, юмором – является общим знаменателем процессов в науке и искусстве, как и в человеческих отношениях вообще. Творчество необходимо воспитывать, что бы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным.
Проведенное нами исследование психолого-педагогической литературы показывает, что задача творческого развития является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие его способствует развитию личности ребенка в целом.
«Творческие способности понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческая жизненная установка помогает справиться с меняющимися обстоятельствами, не поддаваться, а господствовать над ними. Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться» [1, с. 79].
По изучению творческих способностей детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Я. А. Пономарева, Л. С. Выгодский, Дж. Гилфорда, П. Е. Торренса, Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, и др. Таким образом, современная психология считает, что изучение творческих способностей у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: в федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года «… образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, … творческого, профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [8].
В дошкольном детстве закладываются основы развития личности и формируются творческие способности к саморазвитию, самосовершенствованию, то важным условие для развития творческих способностей является продуманное сочетание современных методов и приемов. Рассмотрев подробно виды арт-терапии можно сказать, что «творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. В каждом человеке предполагается существование возможностей, которые можно освободить для самореализации личности» [5, с. 78].
Для полноценного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка необходимо исследовать и изучить все аспекты данного исследования. В связи с этим, мы рассмотрели методики разных авторов, которые направлены на выявления творческих способностей детей дошкольного возраста.
Методика «Складная картинка» автора В. Б. Синельникова помогает определить умение сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения [6]. Методика «Дощечка» автора В. Т. Кудрявцев помогает оценить способности к экспериментированию с преобразующимися объектами [6]. Тест «Незавершенные фигуры» автора Е. П. Торренса помогает определить свойство мышления. [3]. Тест «Солнце в комнате» автора В. Б. Синельникова, В. Кудрявцев) выявляет способности ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия [6]. Тест «Дорисовывание фигур» автора О.М. Дьяченко помогает определить уровень развития воображения, способности создавать оригинальные образы [3].
Для того чтобы определить какие методы и приемы используют в своей работе современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:
1) игротерапия (Г. А. Саитова, г. Тобольск; Д. И. Раупова, г. Красноуральск; И. В. Терехова, Кобяйский улус, село Кобяй Республики Саха (Якутия);
2) изотерапия (А. В. Щербакова, г. Лабытнанги, Тюменская обл.; Д. И. Раупова, г. Красноуральск; Е. Г. Валенкова, г. Гусь-Хрустальный; Н. Ю. Исаева, г. Белгород; С. Н. Дружинина, г. Армавир);
3) песочная терапия (И. А Смирнова г.Норильск ; Е. А. Гольчикова г. Ярославль);
4) сказкотерапия (Н. Ю. Исаева, г. Белгород; И. В. Сантаева, Республика Саха (Якутия), г. Якутск);
5) лепка (О. Н. Гуляева с. Туора - Кюель Татинского улуса Республики Саха (Якутия).
Изучив литературу по проблеме исследования, можно сказать, что многие практики в своих работах пишут, что творческие способности уже заложены природой, их остается только развить с помощью различных методов.
Анализ литературы и обобщение опыта по проблеме исследования показывает, что одним из методов развития творческих способностей является арт-терапия.
Арт-терапия состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Она ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования и т.д.
Рассмотрим некоторые методы арттерапии, применяемые практиками для развития творческих способностей дошкольников.
- «Игротерапия - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей» [7].
По мнению Нестеровой В. А «Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций. Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил. Например:
- Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры («Лото» развивает память, сообразительность, речь, реакцию).
- Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении конформного поведения детей (игра по сказке «Теремок» Эта игра несет познавательный характер, тренирует речь ребенка, благотворно влияет на творческие задатки).
- Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей (игра «Невпопад» игра способствует развитию речи, логического мышления, памяти и сообразительности).
- Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей (игра «Розыгрыш» хорошо показывает, как во время игры развивается память, речь, сообразительность, мышление).
- «Сказкотерапия - «Сочиняя сказки в целях самотерапии и развития своего творческого потенциала, мы вскоре с удивлением обнаруживаем, что сочинённые нами сказки приносят пользу не только нам. Эти сказки с интересом слушают и просят пересказать ещё и ещё наши дети, наши ученики, наши пациенты. В конце-концов раз сочинённая сказка, выйдя из-под нашего пера, сразу же начинает жить самостоятельной жизнью. Но сочинять сказки в рамках сказкотерапевтического тренинга можно по-разному - спонтанно и туманно или со знанием дела. Знание, умение ориентироваться в типологии чего бы то ни было - ещё никому не повредило. Типы сказок, используемых в сказкотерапии» [4].
- «Музыкотерапия - все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду [4].
- «Изотерапия» это арттерапия рисованием. «Один из основных методов арттерапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Современная изотерапия - это в основном процесс художественного творчества. Арттерапия рисованием используется широко. Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона [2].
Итак, на основе анализа методов арт-терапии в развитии творческих способностей мы выяснили, что в зависимости от возможностей и желания детей занятия арт-терапией могут нести обучающую функцию. Ребенок учится новому для него виду искусства. Средства, представленные авторами, а именно, игротерапия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, музыкотерапия, сказкотерапия, различные виды сказок все это и другие методы, будут способствовать развитию тех или иных способностей. Также изученные методы искусства позволят справиться с проблемами, вызывающие негативные эмоции, что позволят в конечном итоге выплеснуть творческую энергии.