Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ETHICS IN PRACTICAL WORK OF A DENTIST

Fedotova Y.M. 1 Popov S.M. 1
1 VolgGMU
In the present review study, the author examines the actual problem that may occur in the dental admission. The relationship between the doctor and the patient directly affect the process of medical care, as well as the end result of aid. Currently, the professional conduct of medical workers of all specialties, including dentists, is an integral part of treatment. Thanks to the cooperation with the doctor, the patient takes an active role, takes responsibility for their own health and involved in the recovery. Adherence to all the rules of medical ethics not only shows professionalism, but also eliminates the possibility of iatrogenic diseases. The inextricable complex of manual and communication skills defines the professionalism of the doctor, is a solid basis of credibility of the patient.
deontology
medical ethics
and iatrogenic illness

Введение.

Врачебная деонтология – это наука о профессиональном долге врача (греч. deon – должное, logos – слово, наука), которая разрабатывает правила поведения врача, основанные на принципах врачебной морали [1,4].

В настоящее время профессиональное поведение медицинских работников любых специальностей, в том числе и стоматологов, является неотъемлемой частью лечения. Благодаря сотрудничеству с доктором, пациент занимает активную позицию, берет на себя ответственность за свое здоровье и участвует в выздоровлении. Неразрывный комплекс мануальных и коммуникативных навыков определяет профессионализм врача, составляет прочную основу доверия к нему пациента [2,3].

История медицины выработала такой способ отношений между врачом и пациентом, который наполнен подлинно человеческим содержанием — это врачебная этика и деонтология [7,8].В своем историческом возникновении и развитии деонтология полностью обязана моральному фактору [5,7].

Обзор литературы.

Постоянный контакт с людьми вызывает необходимость контролировать свою речь, ведь любое неосторожно сказанное слово может вызвать психическое нарушение, так называемое ятрогенное заболевание. Особенно внимательно к данной проблеме необходимо отнестись специалисту при проведении беседы о гигиене полости рта. Находя зубной налёт и зубной камень у пациента, после его рассказов о том, как он хорошо чистит зубы, врач стоит перед проблемой, как сообщить это пациенту и при этом не обидеть его. Ведь обида неизбежно приведёт к отсутствию взаимопонимания пациента и врача, что может отрицательно сказаться на результате лечебно-профилактических мероприятий. Профессиональный и личностный рост в общении, спокойное доброжелательное состояние, внутреннее равновесие зависят от врача, а не от внешних обстоятельств [6,9].

Врачу-стоматологу необходимо понимать, что он должен служить эталоном для пациента, так как при проведении беседы о гигиене полости рта, пациент внимательно смотрит на зубы врача. И если врач-стоматолог сам пренебрегает состоянием гигиены ротовой полости и неопрятным внешним видом, то его рекомендации звучат неубедительно, а возможно и оскорбительно. Указывать на плохую гигиену рта необходимо только подтверждая это фактами. Также стоит понимать, что данная тема является чувствительной для разговора, поэтому её обсуждение следует проводить конфиденциально.

Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, а врач обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента. В клятве Гиппократа о врачебной тайне сказано: «Что бы я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».

Иногда у больного с врачом складываются и напряженные отношения, что обычно связано с неудовлетворительными результатами лечения, индивидуальными особенностями врача и пациента. В положительном решении психологических аспектов в деятельности врача основную роль играют высокий профессионализм, большое искусство обращения с больными, высокое требование к себе. Для того чтобы решать эти непростые задачи, каждый врач должен быть наделен рядом свойств и качеств, отличающих его от других людей: широкое образование, глубокое знание своей специальности, интеллигентность, личное обаяние и правдивость врача [10].

Предоставление медицинских стоматологических услуг — это сложная деятельность, требующая многих знаний и умений. Как и в любой другой специальности, в стоматологии возможны ошибки. Их возникновение связанно с действием на врача различных человеческих факторов, таких как: усталость, ошибки других людей, нехватка времени и другие. Этика требует, чтобы врач сообщал пациенту о своих ошибках, если эти ошибки влияют на состояние здоровья пациента [3,6]. Врач должен признавать и учиться на своих ошибках. Известный советский хирург Н.Н.Бурденко говорил: «Я часто и сам во время своей деятельности совершал ошибки и в диагнозе, и в технике операций.…Однако в отчаяние и уныние впадать не следует. Не уныние, а ещё большую жажду исканий и самосовершенствования должны вызывать неудачи и несовершенное знание». Необходимо отметить, что ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в сфере здравоохранения может быть гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной [7].

Частью деонтологии является заполнение медицинских документов, ведь любая проверка качества медицинской помощи начинается с проверки медицинской документации.

Вывод: Таким образом, деонтология является неотъемлемой частью стоматологии. Она охватывает поведение специалиста в быту, его чувство профессионального долга, чести и совести. Следование всем правилам медицинской деонтологии не только показывает профессионализм врача, но и исключает возможность появления ятрогенных заболеваний.