Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

На протяжении всей истории люди всегда встречались с героями – будь то герои мифов, легенд или сказок. Герой, как правило, из обыденного мира попадает в мир удивительный, где встречается «с фантастическими силами и одерживает решающую победу: из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам» [1, с. 20].

Но культура – это явление динамичное и сегодня герои приходят из других источников, хотя как прежде они вызывают наше восхищение и оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, большинство героев в наше время сформировались в рамках кинематографа. Образы героев, представленные в современном кинематографе, многообразны и цель данной работы – рассмотреть образ героя-женщины, а также ответить на следующий вопрос: какой женский образ героя создает современный кинематограф?

Данная тема актуальна, так как кино как один из видов искусства является «мощным средством пропаганды и воспитания, ежедневным социальным проявлением зрелищного типа: в этом отношении оно превосходит все остальные виды искусств» [2]. В кинематографе герой выступает главным проводником идей режиссера. Его образ, поступки, модели поведения, ценности подают пример для подражания. Следовательно, образы, транслируемые в кино, формируют социальную действительность.

Проведем структурный анализ современного кино для выявления основных характерных черт образа женщины-героя. В качестве предмета анализа возьмем две группы современного кинематографа, в котором присутствуют женщины-герои: российское кино («Батальонъ», 2015, «Битва за Севастополь», 2015, «Код апокалипсиса», 2007, «Август восьмого», 2012) и американское кино («Голодные игры, 2012–2015, «Обитель зла», 2002–2012), «Женщина-кошка», 2004, «Дивергент» 2014–2015»).

В качестве методологии используем структурно-функциональный подход к анализу художественного героя, заложенный еще Владимиром Проппом [3] и широко используемый современными исследователями [4]. Рассмотрим следующие характеристики и функции героини: внешность, психологические характеристики, умения и действия, ценности.

В результате анализа женских образов героя мы сделали следующие выводы. Герои женщины в обеих группах обладают внутренней силой и обаянием, которые позволяет им достичь победы и воодушевить других на борьбу. Только героини российского кино идут на жертвы ради близких и Отечества, а среди картин американского кино мы, как правило, встречаем героинь, борющихся скорее за свои личные интересы, и общественная справедливость для них стоит на втором месте.

Все героини встают на путь сражения не по своей воле, но большинство голливудских женщин-героев имеют внутреннюю предрасположенность к войне. И эта борьба только лучше раскрывает их внутренние качества. При этом российские героини изначально не стремятся стать героями и очень страдают от того, что им выпало, тогда как голливудские героини, пусть не всегда, но часто проявляют безжалостность к врагам.

В целом же, женские образы героев как в голливудском, так и в российском кинематографе весьма неоднозначны, хотя присутствуют в них и некоторые закономерности. Наиболее яркая отличительная черта российского образа женщины-героя кино заключается в том, что она сражаются из необходимости и при возможности стремятся вернуться к обычной спокойной жизни. Среди голливудских героинь мы выделим Китнисс Эвердин, которая очень близка по данному качеству отечественным женщинам.