Развитие творческих способностей детей – актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности (т.к. способность творить – одно из фундаментальных свойств человеческой личности).
Наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей считается старший дошкольный и младший школьный возраст. Об этом говорится в исследованиях отечественных психологов и педагогов А.В. Бакушинского, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, С.Е. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. У дошкольников способности не дифференцируются на интеллектуальные и творческие, чаще всего выделяется просто развитый дошкольник или одаренный ребенок и эта взаимосвязь интуитивно понимается многими специалистами по детской психологи. Недаром в большинстве тестов готовности ребенка к школе интеллект и творчество не отделяются.
Развитие в взаимосвязи творчества и интеллекта у детей – это вклад в единую творческо-интеллектуальную одаренность. Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития и специфику отдельных этапов. Все дети разные, имеют свой темп развития, индивидуальные наклонности и способности. Однако, есть общие закономерности развития, которым подчиняется психика любого ребенка. И ее качества, возникающие на определенных возрастных этапах, – это те кирпичики, из которых складывается фундамент успешного обучения в школе.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы, быть подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Потребность в творчестве можно воспитывать у детей с самого их рождения, точно так же, как воспитываются другие социальные потребности. Остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах, методиках обучения дошкольников, позволяющих решать проблему развития творческих способностей.
В развитии творческих способностей существует определённая закономерность: чем больше запас зрительных представлений, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Перед выполнением творческих заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, можно организовать посещение музее и выставок декоративно-прикладного искусства, познакомить детей с предметами быта и народным искусством. Важно, чтобы преодоление дошкольниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности [1].
Одним из эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является арт-терапия. Использование технологии «арт–терапии» позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками, арт–терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства [2].
Обращение к мощному потенциалу искусства способствует более гуманным отношениям в социуме. Поэтому мы рассматриваем арт–терапию как направление педагогической и социальной работы с детьми, дающую возможность для самораскрытия ребенка в художественном творчестве [2].
Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством имеют свою специфику, оказывающую существенное влияние на развитие творческих способностей детей:
1. предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность;
2. предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания;
3. формируют дивергентный тип мышления, при котором появляется возможность получить множество вариантов решения одной задачи, в результате чего не возникает условий для формирования изобразительных штампов;
4. поддерживают интерес учащихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания детей;
5. формируют художественное видение окружающего мира, способствуют формированию изобразительной грамотности учеников.
Каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих его творческому росту за счет максимально возможного обогащения его опыта.