Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В научных трудах многих отечественных авторов (В.Н. Шацкой, Д.Б. Лихачева, Л.П. Печко, Н.И. Киященко, М.М. Рукавицына, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Кушаева и др.) эстетическое воспитание является важнейшим средством формирования отношения к действительности, нравственного и умственного воспитания и становления всесторонне развитой, духовно богатой личности. Один из путей эстетического воспитания является учебная деятельность, а в нашем случае – художественно-эстетическая деятельность детей. Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических качеств (чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий): метод убеждения, приучения, упражнения и практических действий, проблемных ситуаций, побуждения к сопереживанию.

В эстетической деятельности педагоги сегодня применяют разнообразные комплексы художественно-эстетических средств, среди них искусство, труд, общение, игра, природа, язык и т.д. Художественный образ (в том числе женский образ) в процессе учебной изобразительной деятельности применяется широко: в разной степени используется женский образ в программах Неменского Б.М., Кузина В.С., Шпикаловой Т.Я., во многие региональные обучающие и развивающие программы включены темы и задания, связанные в той или иной мере с женским образом. Часто это связано с тем, что в детском восприятии женский образ часто соединяется с образом матери, Родины, доброты, судьбы и т.д. В младшем школьном возрасте эти понятия имеют большое значение, особенно на эмоциональном уровне, ведь именно в этот период происходит формирование нравственно-эстетического отношения к жизни. Женский образ в отечественной и зарубежной культуре рассматривался и использовался широко такими великими людьми как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, К. Брюллов, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский и др.

Женский образ необходимо рассматривать неразрывно с художественным образом – эстетической категорией, характеризующей особый, присущий только искусству, способ и форму освоения и преображения действительности. Художественный образ имеет особенности: ассоциативность, самодвижение, многозначность и недосказанность, индивидуализированное обобщение, оригинальность. Некоторые из них можно использовать в работе с детьми.

Ассоциативность, одна из особенностей психологического механизма художественного творчества, используется при выполнении небольших заданий-упражнений, где создаются благоприятные условия для развития эмоций, которые постепенно переходят в чувства понимания прекрасного, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Индивидуализированное обобщение – образ, раскрывающийся в конкретно-чувственной форме: ребёнок мыслит образами, природа которых конкретно-чувственна.

Уникальность и оригинальность проявляется в неповторимой индивидуальности ребёнка и его работ, во все процессы, которые он вовлечён педагогом.

Многозначность и недосказанность художественного образа позволяют ребёнку поступательно раскрываться в своих работах.

Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Наблюдения, которые лежат в основе работы детей, ведут их за собой, предавая динамику и неожиданность конечного результата.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» играет важнейшую роль в формировании у обучающихся представления о целостной картине мира, патриотических чувств, уважительного отношении к культуре своего и других народов, создаёт условия для саморазвития, самореализации и творчества учащихся. Для того чтобы женский образ можно было использовать в процессе изобразительной деятельности как средство эстетического воспитания, необходимо грамотно разрабатывать учебные и творческие задания, создавая благоприятные условия для развития эмоций (которые постепенно переходят в чувственные восприятия) и понимания прекрасного (что способствует формированию эстетического отношения к действительности).