У каждой отрасли экономики государства есть свои особенности. Строительство предоставляет фундамент для развития других отраслей. От технологии, соблюдения норм и качества материалов зависят жизни населения страны. Основными критериями при выборе строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений являются минимальная стоимость при требуемом качестве работ и срочность выполнения. Определяют подрядчика с помощью проведения торгов по федеральному закону N 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На данный момент при выборе строительного подрядчика на основе данного закона имеются недостатки. К таковым можно отнести: установление цены основным критерием при выборе подрядчика; необоснованное занижение цены контракта; отсутствие прописанной процедуры предварительной квалификации и другие.
Методическая база и процедуры закупок в данной области должны обеспечивать высокую эффективность выбора подрядчика на производство строительных и ремонтных работ, который обеспечивает минимальные риски заказчика по своевременному вводу объекта в действие и удорожания строительства.
Таким образом, теоретическое и методическое развитие методов и процедур проведения торгов при размещении заказов на производство строительных и ремонтных работ, является актуальным и представляет практическую значимость.
В соответствии с изложенным, целью диссертационной работы является оптимизация принятия решения при выборе строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений. Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть состояние строительной отрасли и развитие подрядных торгов в Российской Федерации;
проанализировать федеральный закон N 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
рассмотреть существующие алгоритмы выбора строительного подрядчика;
выявить проблемы организации проведения торгов на размещение заказов в строительстве;
исследовать опыт организации и проведения торгов и разработать основные принципы процедуры закупок;
определить методы оценки тендерных заявок и эффективности процедур размещения заказа;
разработать матрицу проблем, связанных с выбором строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений;
разработать экономико-математическую модель принятия решения выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений;
разработать алгоритм выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений;
разработать механизм выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений.
Предметом исследования являются инструменты повышения эффективности выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений.
Объектом исследования являются процедуры проведения торгов на размещения заказов в строительстве и ремонте, включая методическую базу и документацию.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Уточнен понятийный аппарат терминов «строительный подрядчик государственных и муниципальных учреждений»; «выбор строительного подрядчика».
2. Разработана матрица проблем, связанных с выбором строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений.
3. Разработана экономико-математическая модель принятия решения выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений.
4. Предложен алгоритм выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений.
5. Разработан механизм выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности применения разработанных методик в практической деятельности для повышения эффективности строительно-инвестиционных проектов. Использование данных рекомендаций позволит избежать ошибок в составлении и реализации конкурсной документации, что приведет к улучшению качества проведения подрядных торгов, что, в свою очередь, существенно способствует повышению экономии средств государственных и муниципальных учреждений, а также улучшит качество производимых работ.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели работы и сформулированы ее задачи.
В первой главе «название главы» рассматривается сущность понятия «строительный подрядчик», раскрывается содержание основных категорий и понятий.
Во второй главе дан обзор методики принятия решения, показан опыт других стран при выборе строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений. Прописаны недостатки существующей модели в Российской Федерации, а также в других странах. Произведена разработка направлений совершенствования модели принятия решения.
В третьей главе разработана математическая модель принятия решения выбора строительного подрядчика государственных и муниципальных учреждений, а также технико-экономическое обоснование к ней.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения, вытекающие из результатов выполненного автором исследования.