На основе междисциплинарного подхода проведен анализ понятия «конкурентоспособность выпускника вуза». Данное понятие раскрывается через понятийную систему: конкурентоспособность, выпускник вуза, конкурентоспособность выпускника, конкурентоспособность на рынке труда, востребованность выпускника вуза, трудоустройство выпускника вуза.
Анализ научной литературы показывает, что общепринятой дефиниции «конкурентоспособность выпускника вуза» не существует, несмотря на то, что это понятие часто используется в экономической литературе и диссертационных исследованиях.
Для определения категории «конкурентоспособность выпускника вуза», необходимо выявить сущностный и содержательный аспекты исследуемого понятия и провести их сравнительный критический анализ. Анализ термина «конкурентоспособность выпускника вуза» необходимо начать с общего понятия «конкурентоспособность».
Согласно экономическому энциклопедическому словарю под «конкурентоспособностью» понимают способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений [2].
Психологическая энциклопедия определяет конкурентоспособность, как способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов [6].
Р.А. Фатхутдинов под конкурентоспособностью понимает, способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [7].
Анализируя представленные определения можно сказать, что в общем понимании термин «конкурентоспособность» означает в первую очередь способность выдерживать конкуренцию на рынке.
Термин «конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений» исследован многими, как зарубежными, так и отечественными учеными.
Шилова М.И. дает следующее определение «Конкурентоспособный специалист – это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств» [8].
А.В. Ковалев рассматривает конкурентоспособность не только как профессиональную, но и, в значительной мере, как индивидуально-личностную характеристику будущего специалиста. «Конкурентоспособность – это интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентации, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме и цивилизованно решать проблемы профессионального роста» [4].
Борисова О. В. определила термин «конкурентоспособность выпускника ВУЗа на рынке труда», как – «способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в ВУЗе специальности, за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей» [3].
Ю.В. Андрияко, под конкурентоспособностью выпускника, понимает «совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации» [1].
Термин «конкурентоспособности выпускника», приведенное в монографии Л. П. Паниной и д.р., определяется, как «достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональных знаний, умений, навыков и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств» [5].
В ходе исследования были выделены важные этапы процедуры анализа представленных определений:
1. формирование понятийного аппарата анализируемой сферы;
2. систематизация и критический анализ базового понятийного аппарата;
3. определение сущностных и содержательных аспектов;
4. классификация известных определений – разграничение по типам соответствия (а – полное соответствие, б – частичное соответствие, в – полное несоответствие обоснованной концепции);
5. утверждение, уточнение и разработка нового понятийного аппарата.
На основе представленного алгоритма терминологического анализа, был проведен критический анализ базового понятия «конкурентоспособность выпускника вуза», представленный в табл. 1.
Таблица 1
Критический анализ базового понятия «конкурентоспособность выпускника вуза»
№ |
Базовая трактовка авторов |
Критический анализ |
1. |
– способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в ВУЗе специальности (профилю подготовки), за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей. (Борисова О.В.) |
Представленный подход к трактовке понятия «конкурентоспособность выпускника» отражает сущность анализируемого понятия в соответствии с общей теорией конкуренции |
2. |
– способность достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств (Шилова М.И.) |
Определение искажает смысл анализируемого понятия, т.к. готовность агента к решению профессиональных задач не означает его способности выиграть экономическое состязание на рынке труда у прочих конкурентов |
3. |
– интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентации. (А.В. Ковалев) |
Охарактеризованы средства и способы обеспечения конкурентоспособности объекта, отражая тем самым содержательные аспекты анализируемого понятия, но не раскрывая при этом его основную сущность. |
4. |
– достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе профессиональных знаний, умений, навыков и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств. (Е.В. Ткаченко, Е.Г. Сафоновой, Л.П. Паниной, О.А. Фищуковой) |
Подменено понятие «конкурентоспособность» понятием «трудовой потенциал». |
Таблица 2
Разграничение по типам соответствия: ключевой аспект.
Полное соответствие обоснованной концепции |
Частичное соответствие обоснованной концепции |
Полное несоответствие обоснованной концепции |
Способность выиграть состязание у прочих претендентов |
Способность принять участие в состязании |
Готовность к профессиональной деятельности, совокупность качественных характеристик. |
Таблица 3
Разграничение по типам соответствия: разъясняющий аспект
Ключевой вопрос |
Полное соответствие обоснованной концепции |
Частичное соответствие обоснованной концепции |
Полное несоответствие обоснованной концепции |
Какова сфера охвата? |
На профильном рынке труда |
На рынке труда (без уточнения сегмента рынка) |
На внутрифирменном или ином нецелевом сегменте рынке труда |
Кто является конкурентом? |
Равные по статусу претенденты (выпускники вузов данного профиля) |
Выпускники вузов (без уточнения профиля подготовки) |
У всех претендентов (без указания статуса) |
Что является объектом состязания? |
Желаемое рабочее место (соответствующее профилю подготовки и отвечающее уровню дохода) |
«Хорошее» рабочее место (без конкретизации параметров) |
Рабочее место (без уточнения качественных характеристик) |
Какие факторы определяют конкурентоспособность? |
Наилучшее соответствие сформированных компетенций объективным требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателя |
За счет наивысшего уровня профессиональной подготовки |
Другое (квалификация, уровень образования, стаж, возраст) |
В ходе критического анализа всех представленных определений был выделен один ключевой аспект понятия «конкурентоспособность выпускника вуза» (отвечает на вопрос: что это такое?), с помощью которого было проведено разграничение по типам соответствия (табл. 2).
Также в ходе критического анализа было выделено еще четыре разъясняющих (содержательных) аспекта базового понятия «конкурентоспособность выпускника вуза», которые позволили составить уточненное рабочее определение (табл. 3).
Ключевой (сущностный) аспект включает в себя:
– способность участвовать в состязании на рынке труда, так как у выпускника сформирована:
– совокупность качественных характеристик и компетенций;
– совокупность способностей к профессиональной деятельности;
– готовность к профессиональной деятельности.
Анализ разъясняющих (содержательных) аспектов сводится к уточнению:
1. характеристик предмета конкуренции, в качестве которого на рынке труда выступает вакантное рабочее место;
2. параметров и критериев конкурентоспособности агентов рынка труда, ищущих работу.
Таким образом, в результате критического анализа проведено уточнение ключевого понятия «конкурентоспособность выпускника вуза».
Конкурентоспособность выпускника вуза – это способность конкурировать и выигрывать на рынке труда за желаемое рабочее место за счет наилучшего соответствия сформированных в процессе обучения профессиональных компетенций объективным требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателя.