Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Проблема выбора при принятии решений присутствует абсолютно во всех сферах деятельности современного человека.

Одним из самых популярных инструментов для принятия стратегических управленческих решений является бенчмаркинг.

Бенчмаркинг представляет собой надежный метод усовершенствования бизнес-процессов своей компании благодаря изучению деятельности других компаний. Технология бенчмаркинга позволяет предприятиям повысить производительность и эффективность бизнес-процессов путем выбора и использования лучших (эталонных) процессов по заданным показателям. В результате, за счет усовершенствования деятельности предприятия, повышается его конкурентоспособность.

Бизнес-процессы имеют большое значение, поскольку они отражают возможности компании и тем самым очень близки к фундаментальным инструментам реализации конкурентоспособности. Часто оказывается, что две компании имели доступ к одинаковым ресурсам и базе клиентов, однако одна из них эффективнее организовала свои бизнес-процессы и обеспечила более высокое качество с меньшими затратами.

Однако зачастую произвести выбор лучшего (эталонного) процесса по заданным показателям лицу, принимающему решение, сложно ввиду большого количества альтернатив.

Кроме того, сбор информации о процессах конкурентов является непростой задачей и может потребовать проведения значительных первичных исследований. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности. Таким образом, к недостаткам бенчмаркинга относится трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной.

В связи с этим возникает техническая проблема – создание средств автоматизации принятия решений, а именно, системы поддержки принятия решений, которая бы позволила сформировать оптимальный набор бизнес-процессов в условиях неполной информации.

Разработка моделей и методов, предназначенных для решения данной проблемы, является актуальной научной проблемой.

Выбор эталонного бизнес-процесса, как и любой другой процесс принятия решений, предполагает выделение исходного множества принципиально возможных альтернатив из всего разнообразия вариантов. И уже затем выявление лучшей альтернативы, определяющей эталонный бизнес-процесс.

Очевидно, что такой подход предполагает два этапа решения задачи выбора. Предлагается на первом этапе производить выбор принципиально возможных вариантов при помощи алгоритма отсева по ограничениям, позволяющего формировать множество принципиально реализуемых вариантов, включая неоптимальные.

На втором этапе будут применены многоатрибутивные методы, позволяющих учесть как качественные, так и количественные показатели бизнес-процессов в рамках формального процесса оптимизации при решении задач многоатрибутивного выбора с учетом неполной информации и позволяющие ранжировать возможные варианты в порядке предпочтения.

Процесс принятия решений при выборе эталонного бизнес-процесса может происходить согласно предлагаемой комбинированной процедуре, которая позволяет сформировать исходное множество альтернатив, представляющих собой варианты бизнес-процессов и затем проранжировать полученное множество, используя методы многоатрибутивного принятия решений с привлечением ЛПР.

Такой подход позволяет не только выявить наилучшую альтернативу, но и оценить относительное предпочтение альтернатив.