В настоящее время деятельность любого участника рынка подвержена все большему влиянию риска и неопределенности. Практически во всех организациях формируется система риск менеджмента, направленная на контроль деятельности компании в отношении рисков, см., например, [4].
ВУЗ в современных условиях развития экономики является полноценным участником рынка, предоставляя массовому потребителю свои услуги в сфере образования и науки. Бюджет ВУЗа составляют как государственные субсидии, так и внебюджетные средства, заработанные ВУЗом самостоятельно. Это позволяет определить его как полноценного участника рыночных отношений.
Для выбора стратегии поведения ВУЗа на рынке образовательных услуг необходимо идентифицировать риск, непосредственно присущий ВУЗу, а также оценить степень его воздействия. Последнее определяет экономическую целесообразность проведения мероприятий по обработке (снижению) риска.
Международный стандарт «Риск Менеджмент – Принципы и руководства» ISO 31000:2009 определяет риск как влияние неопределенности на цели. Здесь влияние рассматривается как отклонение от ожидаемой цели: как отрицательное, так и положительное. Так как ВУЗ является социально-экономическим субъектом, контекст риска в данной работе будет включать как внешние факторы (экономические, политические, демографические), так и внутренние (политика, цели, организационная структура и ответственность самого ВУЗа). В этой связи процесс идентификации риска имеет большое значение, так как только грамотное нахождение, распознавание и описание риска позволяет построить адекватную систему риск менеджмента и сформировать эффективную стратегию поведения.
В [2] авторами предложена концепция определения стратегии ВУЗа, базирующаяся на нечётко-логической системе оценки риска. Схема указанной системы приведена на рис. 1, где R1 – риск, обусловленный влиянием внешних факторов, R2 – риск, обусловленный влиянием внутренних факторов, R – интегральный риск.
Рис. 1. Схема системы оценки интегрального риска ВУЗа
Приведенная система оценки риска позволяет ВУЗу оценить своё стратегическое положение на рынке образовательных услуг и на основе полученной оценки сформировать стратегию поведения, полностью соответствующую своему реальному положению. Более того, предлагаемая система с помощью проведения имитационных экспериментов позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением.
Следует отметить, что стратегия ВУЗа формируется в зависимости от типа его инновационного поведения. По типу инновационного поведения выделяют 4 вида предприятий: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты [3]. Данная классификация применима и к высшим учебным заведениям, как полноценным субъектам рынка. Однако стоит отметить, что при проведении типологизации ВУЗа необходимо учитывать специфические особенности рынка образования и научно-образовательную направленность ВУЗа.
Характеристики типов поведения (стратегий) учебных заведений приведены в табл. 1.
Принадлежность ВУЗа к определенному типу обуславливает направление его деятельности. На рис. 2 приведено распределение стратегий поведения с точки зрения оценки качества образовательных услуг и цены на обучение.
Можно отметить, что наименьшие издержки и наивысшее качество услуг имеют ВУЗы, придерживающиеся пионерской стратегии. Они способствуют развитию системы образования. ВУЗы-виоленты удовлетворяют потребности массовых потребителей, патиенты ориентированы на сегмент с высоким доходом. Соединяющая стратегия объединяет в себе все перечисленные характеристики. Выделение типа ВУЗа производится по 14 параметрам.
На основе предложенной авторами модели оценки риска и в зависимости от типа ВУЗа формируется стратегии его деятельности. Преимуществом предложенной модели является ее динамичность: итоговое значение в каждом случае зависит от конкретных значений входящих в модель параметров.
Основная идея применения модели заключается в определении допустимого уровня интегрального риска. Если риск приемлем, то ВУЗу рационально придерживаться выбранной концепции управления. Возникает вопрос определения допустимого уровня риска. На данном этапе определение допустимой оценки риска производится экспертным путем и является компетенцией руководства ВУЗа.
Таблица 1
Типы стратегий поведения ВУЗов
№ п/п |
Стратегия |
Характеристики |
1 |
Виолентная (силовая) |
ориентирована на снижение издержек обучения за счет эффекта масштаба; качественные образовательные программы по низким ценам, запас конкурентоспособности |
2 |
Эксплерентная (пионерская) |
ориентирована на инновационные технологии и программы обучения |
3 |
Коммутантная (соединяющая) |
предполагает максимальное удовлетворение локальных потребностей; ценность вуза растет за счет высокого качества и индивидуализации программ и технологий |
4 |
Патиентная (нишевая) |
заключается в реализации ограниченного количества высококачественных специализированных образовательных программ узкого профиля |
Рис. 2. Распределение стратегий поведения ВУЗов на основе соотношения «цена-качество»
Таблица 2
Характеристика ВУЗа по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
Параметры |
«Виоленты» |
«Патиенты» |
«Эксплеренты» |
«Коммутанты» |
Новизна отрасли |
Новые |
Зрелые |
Новые |
Новые, зрелые |
Обслуживаемые потребности |
Массовые, стандартные |
Массовые, но не стандартные |
Инновационные |
Локальные |
Профиль деятельности |
Массовые |
Специализированные |
Экспериментальные |
Универсальные |
Размер ВУЗа |
Крупные |
Крупные, средние и мелкие |
Средние и мелкие |
Мелкие |
Устойчивость ВУЗа |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Низкая |
Расходы на НИОКР |
Высокие |
Средние |
Высокие |
Отсутствуют |
Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества |
Высокая производительность |
Приспособленность к особому рынку |
Опережение в нововведениях |
Гибкость |
Динамизм развития |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Издержки |
Низкие |
Средние |
Низкие |
Низкие |
Качество услуг |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
Среднее |
Ассортимент услуг |
Средний |
Узкий |
Отсутствует |
Узкий |
Тип НИОКР |
Улучшающий |
Приспособительный |
Прорывной |
Отсутствует |
Сбытовая сеть |
Собственная или контролируемая |
Собственная или контролируемая |
Отсутствует |
Отсутствует |
Реклама |
Массовая |
Специализированная |
Отсутствует |
Отсутствует |
В случае отклонения значения от допустимого следует провести декомпозицию интегрального риска и перейти к анализу его компонентов – внешнего и внутреннего риска. Стоит отметить, что внешний риск (риск, обусловленный влиянием внешних факторов) является неуправляемым. Условно примем его величину за константу (с точки зрения деятельности ВУЗа). Отметим, что количественная оценка риска будет иметь различное качественное влияние на ВУЗы. Например, оценка внешнего риска R1, равная 0,4 (оценка риска приводится в интервале от 0 до 1), будет оказывать значительное отрицательное влияние на ВУЗы – патиенты, и малозначительное на ВУЗы – виоленты. В зависимости от степени влияния риска учебные заведения будут проводить определенные действия. В целом, значение внешнего риска сигнализирует о необходимости адаптации к сложившимся условиям, реорганизации внутренней политики.
В связи с этим возникает необходимость анализа внутреннего риска: выявление недостатков управления и корректировка вектора развития. Степень влияние факторов внутреннего риска полностью зависит от действий руководства ВУЗа, организации его образовательной и научной деятельности.