Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Наличие аэрокосмических производств (АРКП) является показателем высокого уровня экономического развития страны, поскольку аэрокосмическое производство капиталоёмко и требует больших расходов на НИОКР, наличия высококвалифицированных инженеров.

По данным журнала «Forbes», ведущими транснациональными компаниями мира в аэрокосмической промышленности являются «Boeing» (США), «EADS» (Франция), Lockheed Martin (США), «General Dynamics» (США), «Raytheon» (США), «Northrop Grumman» (США), «BAE Systems» (Великобритания), «United Aircraft Corporation» (Россия).

Компания «EADS» – это крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности с центрами в Париже и в Оттобрунне, которая появилась благодаря слиянию трех крупных компаний Германии, Франции и Испании. Это помогло ей выйти на новых уровень развития. В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации.

В США также активно идут процессы слияния компаний. Главным заказчиком в аэрокосмической отрасли в США является Министерство обороны, осуществляющее поставки вооружения по всему миру.

Структура аэрокосмической отрасли России была заложена во времена Советского Союза. В аэрокосмической отрасли работает множество фирм, однако их главным акционером является государственная корпорация «Федеральное Космическое Агенство». «Роскосмос» является уполномоченным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации».

pros1.jpg

Рис. 1. Динамика производства аэрокосмической продукции по регионам, 1997–2012 гг., млн долл. США

Изучив динамику выпуска аэрокосмической продукции с 1997 по 2012 гг., мы пришли к следующим выводам:

– безусловным лидером на рынке являются Соединённые Штаты Америки;

– в России произошло резкое падение аэрокосмического производства, однако в последнее время наблюдается незначительный подъем;

– страны Европы активно наращивают производство, улучшая качество продукции;

– максимальные темпы роста показали Китай и Бразилия, доля которых в суммарном мировом аэрокосмическом производстве составляет более 19 %.

pros2.jpg

Рис. 2. Производство аэрокосмической продукции в 1997 г. (А) и 2012 г. (Б)

Мы наблюдаем тенденцию всё большего разделения труда в аэрокосмическом производстве. Возросшая доля развивающихся стран в мировом аэрокосмическом производстве объясняется тем, что они производят детали по патентам развитых стран.