Важными показателями, характеризующими состояние расчетов в любом экономическом регионе, является размер дебиторской и кредиторской задолженности, а также скорость ее обращения. Состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, их размеры и качество оказывают большое влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Под дебиторской задолженностью понимают имущественное право требования экономического субъекта на получение финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств и существующее на определенную дату.
На величину дебиторской задолженности влияют следующие факторы:
– объем продаж и доля в них реализации на условиях последующей оплаты;
– условия расчетов с покупателями и заказчиками;
– политика управления дебиторской задолженностью;
– платежная дисциплина покупателей;
– качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов [3].
В процессе хозяйственной деятельности наряду с дебиторской задолженностью возникает кредиторская. Кредиторская задолженность представляет собой вид краткосрочных обязательств, характеризующих сумму долгов организации, причитающихся к уплате в пользу других юридических и физических лиц (контрагентов), кроме коммерческих банков и заимодавцев.
На величину кредиторской задолженности организации влияют следующие факторы:
– общий объем покупок;
– объем покупок на условиях последующей оплаты;
– условия договоров с контрагентами;
– условия расчетов с поставщиками и подрядчиками;
– степень насыщенности рынка данной продукцией;
– политика управления кредиторской задолженностью;
– качество анализа кредиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.
Учет дебиторской и кредиторской задолженности регулируют следующие основные законодательные и нормативные документы:
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)»
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Актуальной проблемой становится необходимость управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Под управлением дебиторской задолженностью понимается система принятия и реализации решений относительно величины дебиторской задолженности, приводящая к оптимизации денежных потоков организации при минимизации совокупных затрат по управлению дебиторской задолженностью за определенный период. Элементами этой системы являются факторы, определяющие величину дебиторской задолженности, цели, задачи, принципы, алгоритм, методы и инструменты управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью во многих российских организациях оказывается низкоэффективным, т.е. часто возникают ситуации, когда организация, имея высокую прибыль, не обладает денежными средствами. Поскольку большинство организаций работает по методу начисления, то при отгрузке продукции прибыль лишь формируется и отражается в финансовой отчетности, но не существует в реальном выражении до того момента, пока соответствующая денежная сумма не поступит на расчетный счет в банке.
Основные этапы управления дебиторской задолженностью предусматривают [2]:
– формирование целей и задач управления дебиторской задолженностью, соответствующих финансовой и маркетинговой политике организации;
– проведение анализа дебиторской задолженности в текущем и предшествующем периоде;
– выявление доступных организации ресурсов (финансовых, трудовых и т.д.);
– выбор методов и инструментов управления дебиторской задолженностью, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи;
– регламентация использования выбранных методов и инструментов, определение параметров кредитной политики;
– контроль над точностью исполнения утвержденных регламентов.
Далее рассмотрим кредиторскую задолженность. Наличие кредиторской задолженности является нормальным состоянием для большинства организаций различных видов деятельности, при этом грамотное управление ею является залогом благополучия организации.
Главная задача при управлении организацией – недопущение увеличения кредиторской задолженности более некой конкретной для каждой организации величины, соответствующей её финансовому положению. Управление кредиторской задолженностью означает применение организацией наиболее приемлемых для неё форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами, предполагает избирательный подход к контрагентам организации, дающий возможность:
– оценивать эффективность кредитной политики контрагентов, определять стоимость кредиторской задолженности с учетом скидок, бонусов, отсрочек, кредитных лимитов и обязательств;
– принимать решения о целесообразности работы с контрагентами как на оперативном, так и на стратегическом уровнях;
– повышать рентабельность кредиторской задолженности и организации в целом;
– согласовывать управление кредиторской и дебиторской задолженностью, что позволит повысить финансовую устойчивость организации;
– оперативно выявлять зоны и устранять причины неэффективного управления кредиторской задолженностью;
– мотивировать сотрудников на решение задач управления кредиторской задолженностью.
Комплексная политика управления кредиторской задолженностью организации заключается в обеспечении своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав.
Выделим следующие этапы анализа кредиторской задолженности:
– определение структуры общей кредиторской задолженности организации на конец каждого отчетного периода, анализ динамики рассчитанных показателей за ряд лет;
– определение величины просроченной кредиторской задолженности в общей ее структуре;
– обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности;
– сравнение величин дебиторской и кредиторской задолженности организации, а также анализ динамики их изменений за ряд отчетных периодов.
Таким образом, управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации должно опираться на комплексный анализ задолженностей. В научной и учебной литературе достаточно подробно изложена методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности, включая анализ динамики, структуры по экономическому составу и возрасту образования, оборачиваемости. Также рекомендуется анализировать условия договоров, систему предоставляемых скидок и санкций за несвоевременную оплату.
На сегодняшний день дебиторская и кредиторская задолженности является неотъемлемой частью денежных отношений и имеет огромное значение в деятельности любой организации. Величина данных задолженностей может существенным образом влиять на формирование конечных показателей экономической деятельности организации, именно поэтому необходимо создание эффективного управления и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей. Это позволит контролировать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, снижать риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, а также определять потребность в дополнительных ресурсах для покрытия задолженности.