Расходы на продажу – это расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.
Состав расходов на продажу регламентируется отраслевыми нормативными документами в области учета, планирования производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.
В производственных организациях в состав расходов на продажу включаются следующие расходы:
расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах предприятия;
на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку в вагоны, суда автомобили и другие транспортные средства;
комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
расходы на рекламу;
представительские расходы;
другие аналогичные по назначению расходы.
На основании первичных документов сумма расходов на продажу отражается по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов: 02, 04, 05, 10, 60, 69, 70 и др.
Коммерческие расходы согласно п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» признаются расходами по обычным видам деятельности и могут признаваться в себестоимости реализованных товаров (продукции, работ, услуг):
прямым путем;
расходы на упаковку и транспортировку при невозможности прямого включения распределяются между отдельными видами реализованной продукции ежемесячно, исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других показателей предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Расходы на продажу (коммерческие расходы) списываются в конце отчетного месяца на себестоимость реализованной продукции и отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
в полном объеме – дебет счета 90/2 и кредит счета 44;
в конце месяца организация осуществляет частичное списание расходов на продажу в дебет счета 90–2 с кредита счета 44. Расходы на упаковку и транспортировку распределяются между реализованной продукцией и остатком нереализованной на конец отчетного периода продукции.