В Самарской области объем образуемых предприятиями и населением области отходов в последнее десятилетие находился в пределах 5,5 – 6,0 миллионов тонн, из них 4,35–4,75 миллиона тонн составляют производственные отходы и порядка 1,15–1,4 миллиона тонн – бытовые отходы. Так, по сравнению с 2013 годом объём отходов в Самарской области снизился с 5791,4 до 5529,8в 2014 году [1].
На территории области, по данным статистической отчетности по форме за 2014 год образовано 5529,8 тысячи тонн отходов всех классов опасности, из них, где 2692,23 тысячи тонн образуют отходы 4 класса. Снижение общего объема образования промышленных отходов произошло за счет снижения образования отходов 3 класса (48,9 % к 2013 году).
На экологическое состояние земель области оказывает влияние наличие на ее территории более 40 тыс. км нефте-, газо- и продуктопроводов, специфика эксплуатации которых определяет высокие экологические риски. Почвенный покров подвержен загрязнению нефтепродуктами, пестицидами, солями тяжелых металлов. В некоторых зонах содержание железа, никеля, кобальта, хрома, меди, цинка, свинца и кадмия в несколько раз превышает предельно допустимые концентрации. И основными отходообразующими отраслями в 2014 году стали машиностроение (16,6 % от общего объема образования); нефтепереработка (21,1 % от общего объема образования); химическое производство (15,2 % от общего объема образования).
Из общего объема образовавшихся и ранее накопленных отходов в период 2014 года: 1705,96 тысячи тонн использовано (переработано) самими предприятиями и организациями области; 916,0 тысячи тонн обезврежено на предприятиях и организациях;2268,87 тысячи тонн передано для использования и обезвреживания другимпредприятиям;1874,9 тысячи тонн захоронено на собственных объектах предприятий.
Наибольшие объемы захоронения приходятся на следующие виды отходов: твердые бытовые отходы; осадки от подготовки воды и очистки сточных вод; мусор строительный; минеральные волокна, шламы и шлаки; прочие твердые минеральные отходы; шламы нефти и нефтепродуктов, отходы при добыче нефти и газа; отходы солей; пластмассы и полимеры; растворители и лакокрасочные вещества.
Но переработкой твердых бытовых отходов на территории Самарской области занимается только одно предприятие – ОАО «Завод по переработке бытовых отходов» г.о. Тольятти. В 2014 году завод переработал 120 тыс. тонн отходов. Таким образом, не менее серьёзной проблемой в регионе является неэффективность обращения твёрдыми коммунальными отходами в муниципальных образованиях. Так из 21 объекта захоронения отходов, расположенных на территории Самарской области, только 3 созданы в соответствии с проектами [2].
В региональном законодательстве отсутствуют нормативно-правовые акты в области с обращениями отходов производства и потребления в Самарской области. Основным правовым основанием является Закон Самарской области № 46–ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» от 06.04.09 г. Для решения проблемы необходимо принять дополнительные правовые акты для должной реализации этой проблемы.
Так же, во многих странах мира реализуются разнообразные системы сбора и сортировки ТБО: многокамерные контейнеры; специальные пункты сбора иутилизации вторичного сырья; автоматы для сбора и прессования металлических консервных банок с выплатой покупателю их залоговой стоимости [3].
Для увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья необходимо проведение комплекса организационных мероприятий,которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов,вторичного сырья и изделий из вторичного сырья.
Экономический механизм управления отходами на муниципальном уровне должен включать: создание контроллинговой службы, ответственной за: управление системой сбора, транспортировкии утилизации отходов; проведение единой тарифной политики; поиск инвесторов для финансирования предприятий, создающих и реализующихпродукцию, включающую потенциальные отходы. Создание новых технологий должно сочетаться с грамотной экологической экспертизой всех, особенно широкомасштабных, проектов в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и других видах деятельности человека [4].
Для каждого конкретного муниципального образования Самарской области необходим определенной комплекс мероприятий по утилизации отходов основываясь на изучении потоков отходов, оценке вариантов их утилизации и включении осуществления небольших экспериментальных проектов, позволяющих собрать информацию и приобрести необходимый опыт.