Чтобы в современном мире быть конкурентоспособными, организациям и предприятиям нужно больше, чем просто существовать. Они должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Организации необходимо иметь набор ресурсов, таких как: финансовых, информационных, инфраструктурных, интеллектуальных, кадровых и материальных. А также уметь использовать имеющиеся ресурсы с целью улучшения и изменения выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Всё это составляет инновационный потенциал организации.
Множество неудач при реализации инновационной деятельности организацией связано в основном с тем, что инновации создаются не на основе спроса потребителей, а на базе имеющихся знаний и технических разработок. Поэтому инновационный потенциал организации тесно связан с её маркетинговым потенциалом.
Маркетинговые исследования обеспечивают организацию необходимой информацией для осуществления инновационной деятельности. Задача маркетинга на первых этапах – исследовать рынок. Исследование рынка позволит уменьшить риск, при принятии важных решений. Оценивается рынок, потребности рынка, выбирается его целевой сегмент, исследуется интенсивность спроса. Собранная информация систематизируется и анализируется, таким образом, формируется основная информационная база для дальнейшей работы. Затем формируются предпосылки: составляются прогнозы, на основе разных исходов поведения внешней среды, развития рынка и внутренних тенденций организации. Далее определяется уровень притязаний организации. Для этого нужно рассчитать количественные значения показателей. Прогнозные показатели сравниваются с уровнем притязаний организации, выявляется разница между желаемым уровнем показателей и реальным. На основе всех исследований и расчётов составляются рекомендации по внедрению инноваций и предоставляются организации.
После того как организация получила рекомендации, она разрабатывает стратегию. Организация проводит исследования своих возможностей по развитию новых производств, расширению площадей, снижению затрат. В стратегии важно учесть все отклонения и спланировать их ликвидацию.
Если организация начнёт вести инновационную деятельность, не опираясь на маркетинговые исследования, риск неудачи будет высокий. Так как, не исследовав человеческих потребностей, состояния рынка и своих инновационных возможностей невозможно создать что-то полезное и нужное. Результатом эффективной инновационной деятельности будет являться выпуск новой продукции, формирование нового спроса или расширение существующего, а также при применении высокопроизводительных, ресурсосберегающих, инновационных технологий затраты на производство существенно снизятся.
Многие предприятия не уделяют должного внимания роли маркетинговых исследований, при формировании своего инновационного потенциала. Действуя, основываясь только на своих разработках и имеющейся информации, не получают результата проделанной работы.
Таким образом, для создания конкурентоспособной организации, руководителям необходимо переосмыслить роль и масштабы маркетинга в формировании инновационного потенциала организации.