Развитие кредитной системы РФ в последующие годы, по мнению исследователей, будет иметь следующие тенденции.
В течение последних месяцев 2014 г. наблюдается отток капитала иностранных инвесторов из некоторых секторов российской экономики в связи с обострением отношений РФ с рядом стран ЕС, США и Канадой. Отмечается тенденция сворачивания деятельности некоторых иностранных банков на территории РФ, уменьшения объема кредитования, приходящегося на данные финансовые организации, которая по прогнозам будет продолжаться и в 2015 г. [1].
Но вместе с этим российские банки в такой ситуации приобретают более сильные конкурентные преимущества. Доверие вкладчиков к иностранным банкам уменьшается в связи с замораживанием счетов отдельных лиц, нарушением прав вкладчиков. В то же время российские финансовые институты представляются более стабильными. Поэтому в ближайшее время будет наблюдаться спрос на заимствование средств в крупных российских банках. Этому будут способствовать восстановление платежеспособности населения, замедление роста просроченных платежей. Такой обстановке будет благоприятствовать отток российского капитала из иностранных банков и увеличение благоприятных для заемщиков вариантов кредитования от крупных и частных российских банков [2].
В последнее время увеличится спрос на краткосрочные кредиты, а также кредиты по ипотеке из-за роста цен на аренду жилья. При этом ипотечное кредитование не будет демонстрировать стремительного роста, напротив, многие банки будут уменьшать количество выданных кредитов или пересматривать условия их предоставления [3].
Снижение ставок по кредитам в ближайшее время будет приостановлено, на некоторые виды кредитов ставка возрастет (автокредиты до 5 %).
При этом сократится рост непогашенных кредитов из-за увеличения платежеспособности населения.
Старая модель роста кредитования, основанная на увеличении внешних заимствований, будет заменена моделью, рассчитанной на внутренние сбережения граждан и долевое финансирование кредитов [4].
Необходимо применить ряд мероприятий по повышению эффективности отдельных видов кредитования:
1) обеспечение государственной поддержки российским банкам;
2) увеличение объемов кредитов из федерального бюджета субъектов РФ и срока их предоставления до 3 лет;
3) создание благоприятных условий для кредитования коммерческими банками субъектов малого и среднего предпринимательства (увеличение сумм кредита для юридических лиц до 20 млн. рублей, для предпринимателей без образования юридического лица до 1 млн. рублей и срока его предоставления до 5 лет, снижение процентных ставок по кредиту);
4) расширение целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг);
5) предоставление субсидий на развитие образовательных кредитов (сделать образовательные кредиты более доступными по срокам предоставления и размерам процентной ставки, предоставить возможность получения социальных беспроцентных кредитов);
6) предоставление субсидий на укрепление банковской системы;
7) улучшение требований к заемщикам (снижение требований по возрасту заемщиков и др.);
8) увеличение объема кредитов крупных российских банков;
9) снижение ставок по кредитам в крупных российских банках до 10–12 % и повышение доверия заемщиков;
10) предоставление кредитов по ипотеке на длительный срок (10–25 лет);
11) развитие ипотечного кредитования под залог недвижимости
12) сокращение непогашенных долгов по кредитам.
Таким образом, в современных условиях необходима определенная сдерживающая позиция государства в отношении регулирования ставок и создания благоприятных условий выплаты задолженности по кредитам.
Устойчивость кредитной системы РФ и рост ее качественных показателей должны быть приоритетными вопросами, т.к. четко выверенный механизм кредитования обеспечивает устойчивое развитие экономики страны [5].