Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1, 2 1, 2 1, 2
1
2

Понятие «физический потенциал» – это индивидуально присущая человеку система, включающая энергетические ресурсы, физические способности и возможности, которая позволяет производить целенаправленную физическую работу с максимально возможными количественными и качественными характеристиками. Эти характеристики проявляются в процессе тестирование различных физических качеств с целевой установкой на достижение максимально возможного результата. В процессе физического воспитания в различных учебных заведениях при определении физических способностей ориентируются на установленные или разработанные нормативы и требования физической подготовленности.

Основываясь на разработанной нами модели, а также возможностях материально-технической базы ВИСТех, для изучения структуры физического потенциала студентов определяли следующие показатели:

1. Для определения физических возможностей: возраст; длина тела; масса тела; показатель физического развития; показатель массы тела от телосложения; индекс Кетле; должная жизненная ёмкость лёгких в зависимости от пола, возраста и длины тела; должная жизненная ёмкость лёгких в зависимости пола, массы тела и интенсивности физкультурно–спортивных занятий; окружность грудной клетки; время задержки дыхания на вдохе – проба Штанге; время задержки дыхания на выдохе – проба Генче; глубина наклона туловища сидя; бег на 1000м (девушки) и 3000м (юноши).

2. Для определения физических способностей: сила кисти правой и левой руки; индекс силы правой и левой руки; становая сила; индекс становой силы; подтягивание на перекладине (юноши); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки); прыжок в длину с места; бег на 30 м с высокого старта; челночный бег 3х10 м.

3. Для определения энергетических ресурсов: систолическое и диастолическое артериальное давление; пульсовое давление; частота сердечных сокращений в покое; уровень функционального состояния; адаптационный потенциал; индекс Робинсона; вегетативный индекс Кардю; жизненная ёмкость легких; должные показатели артериального давления в зависимости от возраста.

В результате измерения и исследования показателей структуры физического потенциала студентов высшего учебного заведения ВИСТех можно констатировать:

– как у студентов юношей, так и у девушек структура физического потенциала представлена двумя независимыми компонентами: энергетическими ресурсами и физическими возможностями. То есть, половой признак на структуру и взаимосвязь компонентов физического потенциала исследуемого контингента студентов не влияет;

– у всех трех конституциональных типов телосложения студентов ВИСТех юношей и девушек компоненты физического потенциала не представляют единую структуру, так наибольшее характерно показателям энергетических ресурсов, вторую позицию занимают физические возможности. Однако в структуре физического потенциала нормостеников девушек и гиперстеников юношей присутствует и третий компонент – физические способности. Следовательно, тип телосложения тела на структуру физического потенциала студентов ВИСТех оказывает некоторое влияние;

– наибольшее влияние на структуру физического потенциала юношей и девушек студентов ВИСТех оказывает уровень их физической подготовленности, определяемый на основании результатов педагогического тестирования по специально разработанной шкале оценок. Так, в структуре физического потенциала юношей и девушек, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности (2 балла), ведущую роль занимают физические возможности. По мере роста уровня физической подготовленности (3–4–5 баллов) у юношей структура физического потенциала не меняется, где ведущая роль принадлежит энергетическим ресурсам и физическим возможностям. По мере роста уровня физической подготовленности (3-4-5 баллов) у девушек структура физического потенциала такая же, как и у юношей. Но, есть одно два существенных отличия: первое – у девушек низкого (3 балла), среднего (4 балла) и высокого (5 баллов) энергетические ресурсы более выражены, то есть имеют в структуре больше показателей, чем у юношей. Второе – у девушек высокого уровня физической подготовленности как в компоненте энергетические ресурсы, так и в компоненте физические возможности присутствуют показатели физических способностей.

Таким образом, учитывая, что наибольшее влияние на структуру физического потенциала и композицию её элементов студентов ВИСТех оказывает уровень физической подготовленности, критерии и методику оценки физического потенциала необходимо базировать на оценке физической подготовленности студентов.