Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса высшей школы, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в процессе профессиональной подготовки.
Какие бы изменения ни произошли в области образования или в высшей школе, они непременно будут касаться преподавателя. Современная ситуация, сложившаяся в сфере образования, требует разработки новой структуры специальной психолого-педагогической подготовки, как будущих преподавателей вузов, так и действующих. В рамках учебных заведений, традиционное педагогическое развитие и воспитание будущих преподавателей вузов становится уже несовершенным и низкоэффективным. В связи с этим, на сегодняшний день, большое внимание и значение уделяют личности преподавателя высшей школы. Как отмечал А.Н. Леонтьев [2], личностью не рождаются, личностью становятся.
Творческая индивидуальность педагога – это высший уровень его деятельности, это особое качество, уровень развития личности и проявляется в таких содержательных сторонах личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления). Профессия преподавателя складывается из трех составляющих: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – коренной фактор, который обусловливает его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.
По мнению, Громковой М.О. [1], профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в постижении избранной профессии, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а полагает преобразование всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных способностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожиданиям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности выражаются разнообразно в зависимости от интересов, установок, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и отношения к ней, что и обусловливает ее успешность в будущем.
Обращает на себя внимание и то, что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи. Например, в статье Сидаш Н.С. [3] рассматривается характеристика современного преподавателя высшей школы. Автор считает, что для успешного учебно-воспитательного процесса преподаватели должны обладать педагогическими способностями, к которым относятся дидактические, организационные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные и научно-познавательные способности.
1. Дидактические способности – способность преподносить материал ученикам доступно, ясно и понятно, вызывать интерес к нему. В данных способностях проявляется креативность преподавателя, которая направлена на заинтересованность, творческое мышление и активность студентов.
2. Организаторские способности – выявляются в умении объединить студентов, направить их деятельность на выполнение полезных дел, построить дружный студенческий коллектив. Благодаря этим способностям преподаватель и сам приобретает такие качества личности, как точность, аккуратность, дисциплинированность и ответственность.
3. Коммуникативные способности – это способности, которые развивают доверие и доброжелательность студентов по отношению к своему педагогу.
4. Перцептивные способности – это умение педагога видеть внутренний мир студента, определять психическое состояние и понимать сложные вопросы психики.
5. Суггестивные способности – это способности педагога эмоционально-волевым воздействием достигать необходимых результатов. Данные способности тесно связаны с личными качествами преподавателя, с его поступками, поведением и действиями.
6. Научно-познавательные способности – это способности быть человеком осведомленным, информированным, грамотным в любой ситуации. Владение данными способностями помогает преподавателю творчески мыслить, последовательно и точнее решать любые проблемы, которые стоят перед учебно-воспитательным процессом и на высоком уровне владеть учебным материалом.
Все перечисленные виды способностей тесно взаимосвязаны между собой. Проблемами педагогических способностей и их классификацией занимались ученые разных отраслей наук. Так, в исследованиях Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, Н.Д. Левитова и других были определены качества личности преподавателя, благодаря которым педагог достигает высоких результатов в педагогической деятельности.
Необходимо понимать, что учебно-воспитательная деятельность сложна и для того, чтобы достичь установленных успехов, будущим педагогам высших учебных заведений нужно систематически и усиленно овладевать теорией и практикой, много работать над формированием профессионального мастерства, усердно готовить себя к педагогической деятельности. Современный преподаватель обязан быть не просто специалистом по определенному предмету, но в первую очередь преподавателем соответствующей науки, грамотным и опытным воспитателем.
Какими же качествами должен обладать преподаватель, вызывающий уважение студентов? Для того чтобы ответить на этот вопрос мы провели опрос, в котором приняли участие 150 студентов 1 курса Казанского государственного архитектурно-строительного университета, обучающихся по направлению «Строительство».
Для изучения представлений студентов о преподавателях высшей школы нами использовалась модифицированная методика М. Рокича, представляющая собой ранжирование качеств, которыми должен обладать идеальный, по мнению студентов, педагог высшей школы.
Согласно результатам, полученным в ходе опроса, наиболее важными качествами педагога высшей школы, студенты считают профессиональные. Все без исключения опрошенные студенты отмечают, что педагог должен безупречно знать и понимать преподаваемый предмет, обладать глубокими профессиональными знаниями и должен постоянно повышать уровень своей квалификации. При этом большинство опрошенных студентов (80 %) считают, что педагог должен быть хорошим организатором, творческой личностью (100 % опрошенных) и с удовольствием организовывать различные мероприятия, учитывая пожелания ребят.
Также большинство студентов (84 %) считают, что педагог должен уметь находить общий язык с каждым студентом.
Исходя из результатов проведенного опроса, также следует отметить, что большинство студентов выделяют среди наиболее важных личностных качеств такие как: ответственность (88 % опрошенных), терпимость (88 % опрошенных), коммуникабельность (86 %), прогрессивность (76 %), информированность (76 %) и жизненная мудрость.
Большинство опрошенных студентов считают, что педагог должен быть современно и стильно одет, должен владеть навыками работы с документами в сети, технологиями Интернета, включающими приемы работы с электронной почты, так как, по мнению студентов, все это свидетельствует о том, что педагог мыслит прогрессивно.
Большая часть опрошенных студентов (67 %) считают, что педагог должен обладать хорошим чувством юмора, так как это располагает к нему студентов. По мнению, 84 % опрошенных студентов преподаватель не должен быть строгим на занятиях, и не должен создавать дистанцию в процессе общения со студентами (69 % опрошенных), но при этом преподаватель не должен вмешиваться в их личные взаимоотношения.
Таким образом, личность педагога высшей школы складывается в зависимости от многих факторов восприятия студентов, которые включают в себя различные группы качеств, а именно профессиональные качества: знать свой предмет, обладать глубокими профессиональными знаниями, повышать уровень квалификации. В тоже время, быть информированным и прогрессивным – современно и стильно одетым, владеть навыками работы с документами в сети, технологиями Интернета, что на сегодняшний день является актуальным для современного человека.
Для того чтобы, расположить к себе студентов и найти правильный подход к ним, педагог должен обладать хорошим чувством юмора и не быть строгим на занятиях по отношению к студентам. Быть творческой личностью, с радостью организовывать мероприятия, учитывая мнения студентов. Кроме того, студенты не против, чтобы педагог стал им другом, но вопреки этому не желают, чтобы он вмешивался в их межличностные отношения.
Важную роль, по мнению студентов, имеют и такие личностные качества, как ответственность, уверенность, мудрость и терпимость, например, при выполнении самостоятельной работы студенты считают, что педагог должен уметь прощать им ошибки и заблуждения.
Итак, преподаватели высшей школы должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности, педагогической и психологической культуры, владеть практическими умениями и навыками, которые будут помогать выстраивать отношения со студентами, будут способствовать личностному развитию и профессиональному становлению студентов.