Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих свои цели и задачи, значение и место, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Любая организация формирует свой собственный облик, в основе которого лежат деятельность организации, ее миссия, правила поведения и нравственные принципы работников. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений, которые отличают одну организацию от другой.
Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из области знаний – организационного поведения. Основная цель организационного поведения – помочь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности и получать от этого удовлетворение.
Организационная культура – это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, ее уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при ее рассмотрении определенные сложности познавательного плана, а с другой – дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Организационная культура – это система убеждений, норм, ценностей, мировоззрение, психологический климат коллектива, который можно направить в определенном направлении. Зная особенности организационной культуры можно предугадать некоторые моменты в поведении сотрудников. Для этого современный руководитель должен знать теорию организационной культуры в целях эффективного управления своей организацией.
Педагог, становясь членом дошкольной образовательной организации, постепенно усваивает ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые в дальнейшем могут стать ценностными и жизненными ориентирами личности. Несомненно, культура организации, в рамках которой продолжается социализация и формирование личности, несет огромную ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.
Вопрос организационной культуры организаций на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти. Организационная культура образовательных учреждений основывается на основных принципах и методах формирования и развития организационной культуры, основанных на трудах В.Сате, Шайна, Хофштеде, Маслоу.
Исследования в области культуры организации имеют довольно длительную историю. Одними из первых исследователей организационной культуры считаются Э.Мэйо и У.Уорнер, которые разработали широкую программу детальных наблюдений и проведения около 20 тысяч интервью на предмет выяснения отношения людей к труду, разделяемых ими принципов и убеждений, морального климата в коллективе и т.п. Тем самым группу ученых Э.Мейо можно считать своеобразными «пионерами» исследований в области организационной культуры ( хотя само это понятие и концепция появилась многопозже). Выводы Мэйо о необходимости «осмысленной жизни для индивидуума в организации», развития «чувства групповой сопричастности» на основе общих групповых ценностей явились своеобразным толчком для дальнейших попыток изучения потребностей и поведения работников с точки зрения культуры их организации.
Например, в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80 – 90-х годах, а в России и того позже. Многие зарубежные авторы по организационной культуре отмечали, что результаты управления культурой часто непредсказуемы, имея ввиду, что управление культурой чревато непредвиденными последствиями для организации. Причину этого многие видят в том, что, хотя культура организации может и должна изменяться, направление этих изменений не поддаются контролю. Эти заявления указывают на необходимость для любой организации, всерьез пытающейся изменить культуру, создания видения, какой должна быть новая культура. К сожалению, немногие руководители отчетливо представляют себе будущую культуру. Вместо того, чтобы анализировать и планировать, руководители чаще используют реактивный подход, т.е. реагируют на проблемы после того, как они уже возникли.
В России вопросы организационной культуры осветили Радугин А.А., Радугин К.А., Веснин В.Р., Капитонов Э.А. Есть соответствующие разделы в учебниках Смирнова Э.А. «Основы теории организации» и Виханского О.С. «Менеджмент». Во всех публикациях присутствуют постоянные ссылки на использование западных источников по типологии организационной культуры, способов формирования, поддержания, изменения и пр.
Организация – это живой дышащий организм. И как у любого живого существа у него есть лицо, имидж, философия, история и, нельзя забывать, что у него есть культура.
Чаще всего, организационная культура определяется как набор важных предположений, принимаемых членами компании. Хотя носителями организационной культуры являются люди, она представляет собой некую самостоятельную сущность, и ее параметры не совпадают с индивидуальной культурой отдельных членов компании. Организационная культура подвержена изменениям. Обычно, она изменяется постоянно, на протяжении всей жизни организации, под воздействием как внешней среды, так и внутренней.
Успех в деятельности современного учреждения определяется в значительной степени сплоченностью персонала, надежностью и привычностью вертикальных и горизонтальных связей, доверительными, гармоничными и взаимовыгодными отношениями между руководством и сотрудниками. «Хорошая организация – самое выгодное вложение капитала» – гласит один из принципов управления.
В образовательных учреждениях вопросами организационной культуры начали заниматься сравнительно недавно. Можно считать, что особенно мало изучен он в системе дошкольного образования. Наша задача внедрить в систему менеджмента дошкольного образования принципы и методы теории организационной культуры. В данном контексте мы основывались на теоретических основах теории организационной культуры при разработке миссии ДОО, Устава ДОО, главных ценностей, девиза, символической культуры, включающей в себя традиции, обычаи, обряды, профессиональные праздники, конкурсы, корпоративные встречи, кодекс корпоративной культуры педагогов ДОО и др.
Таким образом, можно сделать вывод: что руководитель, который серьезно занимается управлением культурой, должен ясно представлять, чем нужно управлять и какой результат желательно получить. Конкретные стратегии и степень успеха зависят от силы существующей культуры и масштаба желаемых изменений.