Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Целью исследования являлось изучение структурно-семантических особенностей связного рассказывания у младших школьников с нарушениями речи.
Анализ исследований, посвященных изучению проблемы развития связной устной речи учащихся младших классов, свидетельствует о недостаточной изученности, разработке способов и приемов, нацеленных на формирование речевой коммуникации детей.
Особую сложность приобретает проблема связности речи при пересказывании текста. Сложность усвоения связности заключается в том, что требуется одновременно на одном объекте проследить, как присоединяются предложения в тексте, каково значение наличия или отсутствия тех или иных средств связи, каким образом это отражается на структуре текста.
Экспериментальное обучение связному рассказыванию у младших школьников с нарушениями речи осуществлялось в три этапа.
На первом, констатирующем этапе, изучался уровень осознания логической структуры текста младшими школьниками с нарушениями речи (методика восстановления текста А.А. Брудного). Трудности, испытываемые детьми с нарушениями речи в установлении логических зависимостей между смысловыми частями текста и сохранении цельности текста, позволяют говорить о том, что смысл каждой части текста воспринимается ими разрозненно и автономно и соответственно не определяется общая логика текста.
Особенности пересказа содержания текста младшими школьниками с нарушениями речи выявлялись на материале текстов повествовательного и описательного характера. Нами отмечены трудности при пересказе, что проявлялось при отражении правильности, 2 последовательности и полноты воспроизведения текста.
На втором этапе экспериментального обучения была реализована коррекционно-развивающая программа развития умений связной речи у младших школьников с нарушениями речи, мы использовали материалы исследования В.К. Воробьевой и О.А. Лукаш. В основу обучающей работы использовалась методика графического моделирования (Е.А. Лапп):
- предварительный анализ текста, состоящий из лексического и семантического разбора текста, который проводился под руководством учителя, а также определенного способа чтения с выделением основных опорных пунктов текста;
- перевод текста на графический язык (осуществляется на первых уроках учителем, затем школьниками под контролем педагога);
- работа с моделью (под руководством учителя), предусматривающая достраива- ние или видоизменение модели, ее расшифровку, ответы на вопросы с опорой на модель;
- соотнесение графической модели с текстом, основанное на выделении отношении между структурными элементами сообщения и включающее задания типа нахождения в тексте отрывка, соответствующего данному участку модели;
- составление графического плана текста.
На третьем этапе были проанализированы полученные результаты.о проведено повторное изучение особенностей пересказа текста.
Итоги эксперимента с использованием в обучении младших школьников с нарушением речи графического моделирования, позволяет сделать следующие выводы:
- Прием графического моделирования текстов является для младших школьников с нарушениями речи достаточно сложным, тем не менее, в условиях специально организованного целенаправленного обучения они способны овладеть основными действиями, входящими в его состав.
- В результате овладения учащимися с нарушениями речи навыками выделения из текста основных структурных компонентов, установления и графической фиксации, существующих между ними связей и отношений, дешифровки графических моделей текстов, осмысление ими как отдельных смысловых логических связей, так и содержания сообщения в целом становится более полным.
- Воспроизведение смысловой структуры текста младшими школьниками с нарушениями речи, овладевающими приемом его графического моделирования, отличается большей полнотой, последовательностью, правильностью языкового оформления.
- Дети с нарушениями речи демонстрируют положительную динамику при обучении пересказам, что позволяет предположить их большие потенциальные возможности.