История исследования конфликта, его анализ и интерпретация очень обширна. Без конфликта человеческая жизнь невозможна. Он присутствует как в явных, так и в скрытых формах, в различных сферах жизнедеятельности, межличностных отношениях и особенно остро в управленческой деятельности.
На сегодняшний день, согласно данным ученых, наблюдается увеличение конфликтных ситуаций в образовательных организациях (Е.В. Зайцева, А.С. Гусева, В.В. Козлов, В.И. Волович, А.А. Гордеев и др.). Не исключением является и дошкольная образовательная организация.
Дошкольная образовательная организация (ДОО), как и любая организация, как целостное образование характеризуется сложной системой отношений – экономических, социальных, нравственных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают проблемы на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению отношений между людьми, порождает напряжение, кризисные ситуации, чреватые открытой конфронтацией [4]. Особенно участились конфликты между участниками образовательных отношений: педагогическими работниками, педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников, педагогическими работниками и администрацией ДОО и т.д.
Прежде чем приступить к подбору методов профилактики и преодоления конфликтов между участниками образовательных отношений в дошкольной организации, необходимо разобраться в сущности категории «конфликт».
Проблема конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии, социальной психологии, конфликтологии. Исследованием проблемы конфликтов занимались Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, Л.С. Славина. Их труды раскрывают сущность понятия «конфликт», определяют различные виды конфликтов. Вопросами преодоления и разрешения конфликтов занимаются А.Я. Анцупов, Е.М. Бабосов, А.В. Глухова, А.В. Дмитриева, А.И. Шипилов и др., которые изучают конфликты, их особенности в различных сферах социального взаимодействия (семейной, производственной, образовательной и т.д.), а также исследуют условия и способы конструктивного урегулирования конфликтов. Н.И.Леонов рассматривает психологию конфликтного поведения, методы и концептуальные подходы в исследовании конфликтов и конфликтного поведения, а также занимается вопросами управления конфликтами [3].
Мы же в своей работе хотим обобщить имеющиеся подходы для выявления наиболее важных сущностных характеристик конфликта, чтобы выбрать в дальнейшем оптимальные методы профилактики и преодоления конфликта.
В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Существует множество определений термина «конфликт». А.Я. Анцупов под конфликтом понимает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1].
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. В.Я. Зедгенидзе говорит о том, что общие интересы и притязания могут стать основанием для прочной и стабильной дружбы, а могут привести к возникновению непрекращающихся стычек, противоречий, конфликтов и враждебности в отношениях [2].
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе.
Таким образом, в различных науках накоплены определенные теоретические знания, необходимые для выявления причин возникновения конфликтов, для определения путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Однако анализ научных источников показывает недостаточное количество исследований по проблеме профилактике и преодоления конфликтов, в частности между участниками образовательных отношений в дошкольных организациях. В связи с чем, перспективой нашего дальнейшего исследования выступит разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационно – правовых условий, способствующих эффективной профилактике и преодолению конфликтов между участниками образовательных отношений в дошкольной организации.