Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 Yurevich S.N. 1
1

Профессиональная подготовка педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) носит непрерывный характер и осуществляется в самых различных формах повышения квалификации, методической работы, самообразования. Одним из условий активизации методической работы в ДОО мы рассматриваем организацию различных видов конкурсной деятельности педагогов. Обоснуем выделение данного условия.

Положение о том, что человек складывается как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Реализовать себя человек может только в деятельности, при этом потребность в деятельности, равно как и потребность в самореализации, самоопределении, являются для личности едиными и взаимосвязанными. Конкурс (от лат. concursus – сход, стечение; столкновение) – соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников, наилучшие работы; соискательство на получение премий, награды, на поступление в учебное заведение и т.д. [1]. В словаре В. Даля конкурсу дается следующее определение: «конкурс – соискательство на награду, место, звание; соревновательный иск» [2]. Важно отметить, что соперничество или состязание В. Даль относит и к слову конкуренция, соискательство на награду, а не соперничество в чистом виде.

В настоящее время значение понятия «конкурс» значительно шире. Конкурс рассматривается как соискательство на предоставление приоритетного права для поддержки личности или коллектива на выполнение каких-либо работ, исследований. При проведении конкурса определяют лучших по готовности к выполнению конкретных научных, социальных или производственных задач. Конкурсы проводятся и при соискании права на занятие определенной должности, места для обучения, работы. Феномен конкурса как социального явления связан с самой сущностью человеческого существования в сфере общественных отношений и прошел длительную эволюцию своего развития в самой культуре общества. Конкурс выражает специфику и особенности конкурентного взаимодействия людей в обществе. Поэтому введение конкурсной системы в методическую работу дошкольной образовательной организации является вполне обоснованным явлением, наиболее полно отвечает потребностям педагогов и существенно дополняет возможности непрерывной профессионально-педагогической подготовки внутри организации.

Rонкурсная деятельность – это процесс отражения ценностных ориентаций человека в действии. Цель конкурсной деятельности – самоопределение и самореализация через стремление к достижениям. Особенностью конкурсной деятельности является то, что она меняет характер отношений между организаторами и участниками методической работы.

Педагог-участник конкурса и руководитель ДОО (заведующий, старший воспитатель) в процессе создания творческого конкурсного проекта участвуют в совместной творческой деятельности, сотрудничают. При реализации конкурсов достижений как педагогической системы необходимо совместное творчество участников и их руководителей (наставников, тьюторов) на этапе создания конкурсных проектов.

Конкурсы достижений и являются одной из общепринятых форм учета, проектирования, роста личностных достижений, их фиксации, анализа и публикации, предоставляют возможность для проявления индивидуальных способностей, направленности, личных интересов [3].

Конкурсы принято классифицировать по содержанию (исследовательские, художественные, производственные и другие виды конкурсной деятельности) [3]. Опираясь на данную точку зрения и учитывая структуру методической работы в ДОУ, мы выделяем следующие виды конкурсной деятельности: профессиональная конкурсная деятельность; художественно-эстетическая конкурсная деятельность; физкультурно-спортивная конкурсная деятельность; социально-педагогическая конкурсная деятельность. Отметим, что в рамках этих видов конкурсной деятельности можно проводить различные конкурсы, которые отличаются по месту организации, содержанию, уровню проведения, составу и количеству участников.

Учитывая сущность конкурсной деятельности, мы выделяем следующие ее функции: коммуникативная, диагностическая, коррекции, прогностическая, ценностно-ориентационная, познавательная, проектировочная, социализации.

В структуре конкурсной деятельности мы выделяем следующие компоненты:

– мотивационный компонент (мотивация самоутверждения согласно направленности личности, ее ценностным, социальным ориентирам деятельности). Мотивы участия в конкурсной деятельности выражаются в установке либо на процесс творческой деятельности как таковой (когда педагогу важен сам процесс участия в конкурсе, даже если результат не самый лучший, главное – участвовать), либо на ее результат (в этом случае педагога интересует, прежде всего, достижение субъективно понимаемой цели деятельности: выступление на конкурсе, соревновании, получение одобрения руководителя, родителей,коллег);

– процессуально-действенный (включение педагогов в содержательный процесс деятельности на основе личного выбора и принятия решений);

– процессуально-проектировочный (решение конкретных содержательных задач в ситуации конкурентности и кооперации при проектировании достижений);

– оценочно-аналитический (анализ результатов – достижений в ситуации общественной оценки);

– оценочно-ценностный (представление результатов достижений в ситуациях признания личностных достижений как социально-ценностных).

Несмотря на большое разнообразие видов конкурсной деятельности, можно выделить основные этапы, характерные для всех видов. Это подготовительный этап, представление (презентация) и аналитический этап.

Первый этап – подготовительный. Включает в себя два возможных пути активизации субъектной позиции: 1) педагог (часто за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, которая выражена в усиленном изучении отдельных вопросов, которым посвящен конкурс; 2) педагог давно увлечен существующей проблемой, желание участвовать в конкурсе связано с внутренней мотивацией. В данном случае подготовка связана с систематизированием знаний, идей, наработанных ранее.

Второй этап – представление (презентация). Представление себя, своей работы.

Третий этап – аналитический. Связан с процессом анализа, систематизации полученных знаний о себе, своих достижениях, рефлексии.

В заключение отметим, что конкурсы достижений – многофункциональное явление, направленное на решение комплекса педагогических задач. Но наиболее важной из них является задача стимулирования педагогов к самореализации и профессиональному росту.