Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В материалах ФГОС начального общего образования термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении определяют, как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, психологическом значении этот термин определяют, как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

В ходе экспериментального исследования на констатирующем этапе эксперимента, мы выявили, что исходный уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся контрольной и экспериментальной групп находится, примерно, на одном уровне. На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали программу «Путь к своей личности», которая включает определённые методы и приёмы, средства и принципы формирования УУД. Основная цель данной программы – формирование совокупности универсальных учебных действий через активное включение в структуру урока соответствующих методов и приёмов, учитывающих возможности обучающихся, через построение урока на основе определённых принципов и с использованием разнообразных средств.

Развитие УУД это процесс довольно длительный. В ходе эксперимента мы выявили, что сложность освоения младшими школьниками универсальными учебными действиями связана с возрастными возможностями ребенка. Поэтому, в первую очередь, мы старались подбирать и использовать методы и приёмы, соответствующие возрасту детей. Большое внимание уделялось проектированию урока с позиций формирования УУД. Для успешного формирования УУД структура уроков была построена на основе системно-деятельностного подхода, ученики сохраняли активную позицию на протяжении всего урока.

Результаты экспериментального исследования показали, что наиболее продуктивными для формирования всех видов универсальных учебных действий были следующие методы и приёмы:

- для формирования личностных УУД – психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок, нестандартное введение в тему, выход на проблему, обсуждение нравственного содержания и система поступков героя при анализе текста на уроках литературного чтения, творческие задания (побудь художником иллюстратором – нарисуй иллюстрацию к сказке «У страха глаза велики»), работа с карточками – клише для выражения своего отношения к прочитанному произведению и др.;

- для формирования регулятивных УУД – проблемный диалог, проблемная ситуация, приём «Оцени работу друга», метод под названием «шкалирование», полезный приём «Выбери сам» и др.;

- для формирования познавательных УУД – проектные задания, приём «Да-нетка», «Задай вопрос», «Согласен – не согласен», «Дополните утверждение», «Исключение», подводящий диалог, интеллектуальная разминка, группировка;

- для формирования коммуникативных УУД – работа в парах или группах с учётом возможностей каждого ученика и взаимоотношений в классе, речевые упражнения «Придумай продолжение текста», приём: «Разыграй ситуацию», Упражнение «Повторяем с контролем».

В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы зависит от того, на сколько умело учитель применяет в образовательном процессе различные педагогические технологии; использует в своей работе принцип свободы выбора, когда каждый ученик не выполняет какие-либо навязанные действия, а находится в состоянии выбора; принцип открытости, когда задача учителя не только давать знания – но еще и показать их границы; принцип деятельности, чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать, постоянно быть в деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации задач, сформулированных в ФГОС начального общего образования, педагогу необходимо включать в учебно-воспитательный процесс эффективные педагогические технологии, в том числе и ИКТ, интерактивные методы и приемы, осуществлять личностно-ориентированный и интегративный подход.