По данным исследований среди факторов, обусловливающих возникновение трудностей при обучении в начальной школе, наиболее частыми являются отягощенность раннего периода развития, задержка в формировании познавательных процессов (мышления, речи), недостаточное развитие моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния соматического и нервно-психического здоровья. В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних форм недисциплинированности.
На современном этапе подготовки детей к школьному обучению в рамках ФГОС НОО стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от педагога-психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционно-развивающей работы.
Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина считают, что для того, чтобы не допустить школьной дезадаптации, в ДОУ педагогу-психологу необходимо своевременно организовывать коррекционно-развивающие занятия по подготовке к школе. В работе с дошкольниками немало важен комплексный подход при выявлении трудностей в обучении, выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения, а также грамотно составленное содержание коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных форм и методов психолого-педагогического сопровождения [1].
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной задачей в работе с детьми дошкольного возраста ставит приобщение их к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению [3]. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности – игру.
В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.
Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью проведения работы по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников в период подготовки к школе, формированию у них учебно-важных качеств необходимых для успешного обучения в школе.
Цель исследования: разработка модели психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к школе.
Эмпирическое исследование по психолого-педагогическому сопровождение старших дошкольников в период подготовки к школе состоит из трех этапов.
Первый этап – организационный, включал в себя: изучение психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; определение рабочей гипотезы; конкретизация цели, задач, объекта исследования; подбор и апробация методов исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный, включал в себя: уточнение цели, задач и методов исследования; проведение психодиагностического обследования, с целью исследования каждого испытуемого, сбор и обработка результатов; проведение формирующего эксперимента (коррекционно-развивающей работы по минимизации выявленных дефектов готовности); повторное проведение психодиагностического обследования, сравнение и анализ полученных данных, их статистическая обработка.
Третий этап – заключительно-обобщающий, включал в себя: – обобщение, систематизация, осмысление результатов экспериментального исследования, проверка подтверждения гипотезы; – формулирование выводов, рекомендаций.
На данный момент наше исследование находится на втором этапе. Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик [2].
На базе ДОУ № 44 г. Иваново нами была проведено диагностическое обследование старших дошкольников в возрасте старше 5,5 лет. В качестве диагностического инструментария в исследовании была использована «Диагностическая программа по определению готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе». В процессе проведения диагностической процедуры уделялось особое внимание созданию благоприятных условий (обследование проводилось в детском саду, в привычной для детей обстановке), диагностика осуществлялась как во фронтальной, так и индивидуальной форме, в зависимости от степень сложности методики и возможности получить надежные, достоверные данные. Обследование проводилось в несколько приемов, с детьми старшего дошкольного возраста, возраст которых не меньше 5 лет 6 месяцев. Диагностика психологической готовности к школе осуществлялась с целью разделения детей на две группы: контрольную и экспериментальную. С экспериментальной группой в дальнейшем будет проводиться коррекционно-развивающая работа, позволяющая лучше подготовить дошкольников к школьному обучению.
Анализируя результаты диагностического обследования по методикам: «Залатай коврик» Равена, Графический диктант, «Простые аналогии», «Ключи», «Нелепицы», «10 отличий», «Проставь значки», «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, «Заучивание 10 слов», «Запомни рисунки» Когана, «Последовательность событий» Л.Н. Бернштейна, «Запрещенные слова», Методика опр. ур. вербального мышления по Й. Ерасеку, можно сделать вывод о том, что в коррекционно-развивающей работе необходимо обратить особое внимание на развитие произвольного поведения, мыслительных процессов (наглядно-действенного мышления, способности делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные, пространственные, логические связи), а также развивать тонкую моторику детей, пространственную ориентацию, переключаемость, концентрацию и произвольность внимания, связную речь.