Вокально-хоровое исполнительство является наиболее распространенным видом учебной музыкальной деятельности школьников. Причинами такой его позиции служит доступность, которая относится к национальной традиции российской культуры, демократизму выполняемых действий, отсутствию требования приобретения музыкальных инструментов и технических средств при пении a`cappella и т. д. Присутствие в образовательном процессе вокально-хоровой деятельности позволяет вовлечь в нее всех учащихся класса, а коллективный характер действий способствует преодолению их зажатости, стеснительности, при развитии музыкальных способностей школьников. Особую значимость данный вид творчества имеет в обучении младших школьников еще и потому, что он создает благоприятные условия для реализации игр, а в рассматриваемом возрасте именно игра остается ведущей формой деятельности и самовыражения. На это указывают психолого-педагогические научные исследования представленной проблемы, изучающие ее в отношении дошкольников и младших школьников (И.Л. Дзержинская, Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комиссарова, Н.Г. Кононова, Э.П. Костина, Н.А. Метлов и др.).
Известно, что игра – это вид непродуктивной деятельности, ее мотивомявляется результат и сам процесс, а основой служат определенные условия, исходящие из правил данной игры. Рассматривая проблему готовности детей к обучению, В.Д. Шадриков указывает, что игровая деятельность должна быть осмысленной, что обеспечивает ее продуктивную реализацию [1, с. 129]. Подавляющее большинство игр предполагает наличие нескольких участников, что позволяет, при постановке соответствующих задач, им осваивать определенные виды деятельности, учиться взаимодействию с коллективом, который может иметь разное подразделение по отношению к отдельному играющему (противопоставлять индивида всем игрокам: объединенным и выступающим самостоятельно; включать его в одну из команд-участников). В роли участника игры может выступать и компьютер, позволяющий сегодня организовать взаимодействие нескольких участников в игре.Однако такие технологии не достигают уровня педагогической эффективности реально осуществляемых игр, предоставляющих возможность приобрести опыт обусловленных правилами взаимодействий со сверстниками.
Игры интересны для детей, в них азарт усиливает активность, мотивированность и увлеченность достижением цели. Данные качества присущи и вокально-хоровой деятельности как коллективной по характеру. В связи со сказанным очевидной становится целесообразность интеграции хорового пения и игры в музыкально-образовательном процессе младших школьников. Понимая это, учителя довольно часто используют данное совмещение (или его элементы) в своей профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют, например, присутствующие в сети Internet методические разработки уроков музыки, занятий хоровых коллективов и внеклассных музыкально-воспитательных мероприятий.
Наиболее часто встречаются рассматриваемые методики в отношении освоения фольклорного музыкального искусства, поскольку в основе таких совмещений лежит существующая национальная традиция обыгрывания народных песен или сопровождения игровых действий пением. Также можно в указанном контексте указать и музыкальные произведения детской тематики, которые в большей степени, чем предыдущий материал тяготеет к драматизации сюжета исполняемых произведений.
Однако учителюдля применения игровых элементов в процессе вокально-хорового воспитания младших школьников необходимо учитывать следующее. Создаваемые условия имеют весьма сильный потенциал эмоционального воздействия на детей, но его цельюдолжно оставаться их музыкальное развитие, через достижение цели игры. Музыка не должна становиться сопровождением действий немузыкального или чисто игрового характера. Их доминанта – музыкально-образовательная цель, не может подменяться победой в игре, которая является средством рассматриваемого развития.
Также учителю нельзя забывать о контроле за качеством вокально-хорового исполнительства. Важно помнить, что довольно часто встречающаяся ошибка форсированного пения в условиях игры может провоцироваться и усугубляться. В стремлении победить ребенок напрягается, старается и часто перестает следить за выполняемыми действиями. Более того, у ряда детей в ходе развертывания музыкально-образовательного процесса иногда достаточно долго отмечается понимание, что хорошее пение – это громкое пение, которое выделяется из общего ансамбля хора. Поэтому контроль и коррекция данной стороны учебного вокально-хорового исполнительства обязательно.
На наш взгляд, положительные перспективы помузыкальному развитию младших школьников имеют распевания и вокальные упражнения. Они обычно не опираются на определенный драматический сюжет, озвучивают отдельные гласные звуки, слоги, слова или словосочетания, что понижает уровень интереса детей. Сосредотачиваясь на правильности выполнения поставленных вокально-хоровых исполнительских задач (вокализации, интонации, произношения и т. д.), учащиеся довольно быстро теряют интерес, утомляются эмоционально и физически. Подчиняя представленные действия игре, особенно если она сюжетна, коллажность элементов распевания организуется в восприятии детей в целостность, что соответствует научным выводам психологии (А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Д. Селли и другие). В данных условиях именно игра может повысить внимание и активизировать детей. Более того, аналогичные функции выполняет и обращение к творчеству. Так, придуманная ребенком распевка (подтекстовка к ней) способна на долго сохраниться в памяти по крайней мере автора и стимулировать к сочинительству остальной состав класса.
В целом включение игры и ее элементов в процесс вокально-хоровой работы с младшими школьниками имеет большие перспективы в повышении его эффективности. Однако данные создаваемые условия должныбыть не самоцелью, а служить музыкальному развитию учащихся.