Современная педагогическая действительность в России характеризуется переосмыслением системы ценностей, ориентация на которые в образовательном процессе любого уровня всегда будет актуальной. В связи с этим, ориентация школьников на фундаментальные начала национальных ценностей, а также формирование новых, актуализирующихся в современных условиях, является одним из важнейших направлений деятельности отечественного, в том числе и музыкального, образования.
Многими исследователями предпринимается попытка не только обозначить наиболее значимые в данной социокультурной ситуации ценности, но и дать им содержательное наполнение (А.В. Кирьякова, Р.М. Рогова, Н.Е. Щуркова и др.).
В последние годы в отечественной литературе появился ряд работ, обосновывающий современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Как видим большую актуальность сегодня приобретает рассмотрение проблем патриотического воспитания, межэтнического общения, формирования личности и ее адаптации в условиях поликультурной образовательной среды и полиэтнической школы как процесс установления гражданского общества. Одновременно получило развитие патриотическое направление воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью в учебных заведениях различных типов. Основным содержанием патриотического воспитания и социализации становятся базовые национальные ценности. Эти ценности хранятся в культурных и семейных традициях, передаются от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять негативным влияниям окружающей среды, определяющей ориентацию молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для менталитета россиянина.
Патриотизм, как одна из базовых национальных ценностей, выражает любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству. Воспитание любви к своей Родине является многотрудным и долговременным процессом, который должен осуществляться постоянно. Патриотизм человеком обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с личной духовностью человека и культурой. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [1; 2].
Необходимость развития личности ребенка в качестве субъекта этноса, гражданина и патриота была осознана как учеными, так и политиками. Именно поэтому одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования называется гуманистический общечеловеческий принцип, а также принцип культуросообразности, строящийся в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями.
Патриотическому воспитанию во многом способствует изучение ценностей музыкальной культуры народа, в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Современное музыкальное образование в учебных заведениях в целом должно быть нацелено на формирование исторической, музыкально-культурной и деятельностно-практической преемственности между поколениями.
Проблемы духовных ценностей, ценностей национальной музыкальной культуры народов в истории общества не новы, однако каждая эпоха и быстро меняющийся социальный мир выдвигают в них всё новые и более сложные их грани. Научно-педагогическая литература свидетельствует о внимании многих исследователей к проблеме патриотического воспитания, однако без глубокого изучения традиционных музыкально-культурных ценностей народа, без знания обычаев, опыта этнопедагогики, без понимания специфики работы современных учебных заведений в условиях социальных перемен результаты практического решения проблемы, по нашему мнению, не могут быть эффективными.
Ориентирами для практической работы учителей могут служить научные работы Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Л.П. Карпушиной, Л М. Кашаповой, И.С. Кобозевой, Л.Л. Куприяновой, Л.С. Майковской, Ф.Ш. Салитовой, З.М. Явгильдиной и других, раскрывающих роль национальных ценностей музыкальной культуры в развитии личности детей, их музыкальной культуры, патриотизма и нравственности.
Для выяснения состояния работы по патриотическому воспитанию учащихся средствами ценностей национальной музыкальной культуры в практике учебных заведений, нами проведены беседы с учителями, а также проведено анкетирование учителей музыки по следующим вопросам:
1. В чем Вы видите значение патриотического воспитания в развитии личности
2. Нужно ли преподавание национальной музыкальной культуры в современной школе
3. Воспитывает ли современное учебное заведение патриотизм, духовность и нравственность у подрастающего поколения Что нужно делать, чтобы оно воспитывало
4. Как Вы оцениваете уровень музыкальной и духовно-нравственной культуры у учащихся своего класса
Анализ большинства анкет учителей показал, что они недостаточно знакомы с теоретическими положениями по данному вопросу. Среди ответов были, например, следующие:
– «Представление о патриотическом, духовно-нравственном воспитании самое общее. Вполне понятно, что и патриотическое, и духовно-нравственное воспитание должно играть большую роль в становлении и развитии личности. К сожалению, над этим вопросом всерьёз не задумывалась»;
– «Работу по патриотическому воспитанию в своём классе систематически не провожу. Специальную литературу по этому вопросу читаю редко, так как её недостаточно»;
– «На уроках музыки мы говорим с ребятами о любви к России, к малой Родине, о роли ценностей национальной музыкальной культуры в жизни человека и др. Всё это в традиционной форме бесед. Хотелось бы почитать что-либо о путях, методах этой работы поподробнее».
Результаты анкетного опроса показали, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами ценностей национальной музыкальной культуры, затрагивающих духовно-нравственные качества личности учащихся ведется фрагментарно, без системно.
Таким образом, актуальность проблемы патриотического воспитания школьников средствами ценностей национальной музыкальной культуры, определяется социальным заказом на личность, обладающую развитой гражданской позицией, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны, сформировавшуюся на базе этнического музыкально-культурного своеобразия своего народа, овладевшую достижениями мировой духовной культуры, системой национальных и общечеловеческих ценностей; способную жить в мире и терпимости, активно участвовать в творческой музыкальной деятельности.