Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Мы не можем представить детскую книгу без иллюстраций. Значение картинки в ней не меньше, чем значимость текста. Для ребенка каждая новая книга с ее красочными иллюстрациями, радость, переживание, новое впечатление – более значимо, чем впечатление, которое ребенок получает от прочитаного текста. К рисунку ребенок возвращается неоднократно, каждый раз переживая все новые и более глубокие впечатления.

Особенности восприятия и понимания картин детьми рассматриваются в работах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е.А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей три – шесть лет); затруднение при восприятии светотеневого рисунка; затруднение малышей при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции). М.М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием (рассказ в картинках) на рассказы детей по этим картинкам.

Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е.А. Флериной, к упрощенной реальности. Простое чтение для малышей чаше всего не воспринимается детьми в группе. Но если добавить к этому чтению героев сказки, разыграть представление, а потом уже читать восприятия этого текста в разы увеличивается. Если после такого прочтения произведения предложить ребенку ответить на вопросы, касающиеся эпизодов произведения, он сможет легко представить нужный эпизод, возникнет меньше трудностей и ошибок в рассказе. Для ребенка в этом возрасте складывается единство текста и изображения. Занимаясь с детьми трёх-четырёх лет, уточняет О.И. Соловьева, «важно, прежде всего, привлечь их внимание к иллюстрации. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картины, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя». При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Если картинка яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» – яркий петух). Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно. Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Для детей в 4-5 лет постепенно формируется способность воспринимать текст без одновременного сопровождения иллюстрацией, ребенку становится легче представить, о чем идет речь, это связано с увеличением его собственного жизненного опыта. И поэтому в этом возрасте можно использовать прием чтения одного и того же текста в разных книжках, сравнивая описание героев у разных авторов. Этот прием можно использовать и к одному произведению, рассматривая иллюстрации разных авторов, дети учатся видеть не только главное, но и детали.

Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка. Дети старшего дошкольного возраста становятся мечтателями и фантазерами, с интересом слушают чтение книг, даже если нет опоры на иллюстрации. В этом возрасте можно умышленно подобрать материал для чтения без иллюстраций, чтобы в дальнейшем предложить нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. Также можно подобрать книги с черно белыми иллюстрациями и предложить детям раскрасить героев произведения, попутно беседуя о характере и поступках этого персонажа. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к этому герою. Затем предлагается подумать: какие цвета будет использовать ребенок и почему В этом возрасте ребенок может сам анализировать поступки героев и делать выводы. В детской книге синтез текста и иллюстрации приобретает принципиальное значение, рассматривается как симбиоз, как обязательная взаимосвязь, взаимозависимость.

Алуева М.А. отмечает, что художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению.