Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Нововведения, происходящие в системе образования, принятый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требуют обновления содержания образовательных программ и поиска новых качественных подходов к эстетическому развитию детей. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ставит своей целью развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового отношения к произведениям искусства в живописи, музыке, архитектуре, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [4]. В связи с этим целью нашего исследования является освещение проблемы взаимосвязи цвета и музыки в психолого-педагогических исследованиях и раскрытие сущности понятия «цветомузыкальное восприятие», особенностей его развития у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

В педагогических исследованиях последних лет отмечается большой интерес к синтезу различных видов искусства в музыкальной деятельности дошкольников. Через синтез возможно создание качественно нового художественного продукта посредством объединения двух или нескольких видов искусств в единое целое. В педагогической практике в дошкольных образовательных организациях интегрируются различные виды художественной деятельности: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) сочетается с музыкальной деятельностью (восприятие музыки, пение, ритмика, музыкально-дидактические игры). Актуальность такого подхода обусловлена задачами ФГОС ДО, а также возрастающими требованиями социума (родительской общественности) к эстетическому развитию детей.

В отечественной педагогике проблеме взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства посвящены работы исследователей и ученых Н.Э. Басиной, Н.А. Ветлугиной, В.В. Домогацких, С.П. Козыревой, О.А. Сусловой и др. На заре экспериментальных исследований этой проблеме уделял внимание И. Ньютон (светозвуковая теория), в 60-70 гг. XIXв. взаимосвязь света и музыки изучали К. Леонтьев (теория светомузыки), С.В. Кравков (теория зависимости между слуховыми и зрительными восприятиями). Далее теорию восприятия цвета и законы цветовой художественной выразительности искусства, музыкальной выразительности цветового образа (музыку света) изучал Ф.И. Юрьев, и др.

По мнению исследователей, цветное зрение человека – явление уникальное и закономерное. Рецепторная система человеческого зрения находится в тесном контакте с мозгом и, следовательно, психические процессы, происходящие в мозгу, прямым образом влияют на качественность зрительного процесса и цветовые ассоциации. Слух человека также является уникальным чувством, распознающим звуковые волны по трем основным характеристикам: громкости, частоте и тональности. Взаимосвязь цвета и музыки, возникающая в головном мозге, определяется таким термином, как «цветной слух» – синапсия или синестезия, в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается это явление: с физиологической или психологической. Синестетиками в музыке были, О. Мессиан, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, М.К. Чюрлёнис. Сравнительная таблица цветомузыкальных ассоциаций А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова представлена на рисунке.

akt1.wmf

Музыкально-цветовые ассоциации А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова

Анализируя цветовые ассоциации А.Н. Скрябина, мы приходим к выводу, что родство цветов идет в порядке спектра, а родство тональностей в пределах квинтового круга. У Н.А. Римского-Корсакова другое видение цвета-звука. Совпадают ассоциации у композиторов только по одной тональности – ре мажор. Остальные тональности квинтового круга композиторы видят и окрашивают по-своему. Из этого следует, что синаптический слух трудно считать универсальным и объективным.

К. Леонтьев пишет: «…Не все одинаково хорошо понимают серьезные музыкальные произведения. Пришедший на помощь музыке цвет, как нам кажется, поможет рядовому слушателю уловить самые тонкие нюансы музыкального «языка», а популярность и сила эстетического чувства цвета сделает музыку более ценной, эмоционально более полной и убедительной» [5; 150-151с].

Эксперименты со звуком и цветом были популярны в 70-е годы XX века, когда исследователи придавали большое значение таким понятиям, как «музыка цвета», «музыка света», пытаясь создать новые динамические виды искусств (светомузыку, цветомузыку, светодраму, светохореографию, светооперу). Были предприняты попытки создания инструментов цветового оркестра, представляющих из себя виброцветы, дающие вибрирующий цвет, окрашиваемый цветными фильтрами. Разработки 70-х годов стали предвестниками такого направления нового синтетического искусства, как световые лазерные шоу.

Применительно к педагогике стоит рассматривать явление синестезии не с физиологической, а с эстетической точки зрения, как наличие образных цветомузыкальных ассоциаций – «цветомузыкальное восприятие».

В.В. Домогацких определяет цветомузыкальное восприятие как способность соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, являющуюся эффективным средством эстетического развития и формирования основ художественной культуры дошкольников [2].

С.П. Козырева в своих исследованиях отмечает, что сочетание музыкальной и изобразительной деятельности одно из наиболее продуктивных с точки зрения формирования у детей полноценного, комплексного художественного восприятия [3]. Стоит подробнее рассмотреть сущность понятия «цветомузыкальное восприятие». Разложим данный термин на составляющие: цвет – музыка – восприятие; цветовое восприятие + музыкальное восприятие; цветомузыкальное восприятие.

В психологическом словаре восприятие определяется, как психический познавательный процесс, результатом которого являются субъективные образы непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в совокупности их свойств и признаков. В Большой советской энциклопедии цвет (в искусстве) описывается, как художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок.

В большой психологической энциклопедии дано определение цветового восприятия, как зрительного восприятия предметных цветов, т. е. хроматичности объектов, характеризующихся не просто спектральным составом и интенсивностью излучения, а целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигуро-фоновыми отношениями и многими др. перцептивными качествами.

В «Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дано следующее определение понятия музыка: искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства.

Ученый Н.А. Ветлугина определяет музыкальное восприятие как сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, предшествующий опыт от знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что цветомузыкальное восприятие – это эмоционально окрашенное восприятие цвета, возникающее от прослушивания музыкальных произведений и являющееся результатом развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста и расширения опыта, знаний.

Чтобы определить педагогические условия для развития цветомузыкального восприятия необходимо учитывать возрастные особенности восприятия цвета и звука детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт цветового восприятия, т.к. осознанно обращают внимание на роль цвета в окружающей жизни. Окраска картинок из книжек помогает ребенку распознать врагов и друзей (темные цвета для врагов, яркие и светлые – для друзей), а вывески на улицах подсказывают, что цвет не только яркий, но и веселый (парк аттракционов, «Детский мир»). Все нюансы окружающего мира, выраженные в цвете, формируют у ребенка его эмоциональное восприятие, дифференцируя представления ребенка с точки зрения «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение художественных работ детей старшего дошкольного возраста в основном сходно: если ребенку нравится изображаемый объект, он изображает его в ярких, сочных цветах, с прорисовкой деталей. Если объект не нравится – цвета темные, линии небрежные, детали часто отсутствуют.

Музыкальное восприятие детей дошкольного возраста также имеет свои особенности. Оно развивается неравномерно, значительно меняясь в старшем дошкольном возрасте. Эти изменения имеют качественный характер, когда ребенок от интонационного восприятия музыки переходит к осмыслению и интерпретации музыкальных образов, опираясь на свой музыкальный и жизненный опыт. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен дать не только целостную оценку музыкальному произведению, но и анализировать его составляющие: рассказать о его характере, темпе, динамике.

Необходимо обратить внимание на то, что качество цветового и музыкального восприятия зависит не только от возрастных особенностей ребенка, но и от уровня его общего музыкального и художественного развития, социальной среды. Если ребенок растет в семье, где не уделяется внимания классической музыке, художественному искусству или даже имеется негативное отношение к «несерьезным» занятиям – живописи и музицированию, то это может сказаться в дальнейшем на его эстетическом развитии, на формировании музыкального и художественного вкуса.

Материал исследования позволил сделать выводы о сущности понятия «цветомузыкальное восприятие», которое понимается нами как эмоционально окрашенное восприятие образов музыкальных и художественных, цветовых. Важно отметить, что цветомузыкальное восприятие следует рассматривать как мощный фактор эстетического развития ребенка старшего дошкольного возраста, способный развить музыкальный и художественный вкус, обогатить внутренний мир ребенка, расширить его кругозор, привить любовь к искусству.