Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Речь является уникальной способностью человечества, которая не только отличает нас от животных, но и представляет собой важнейшее достижение в плане передачи опыта. Овладение речью – революция в психической жизни маленького человека. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Именно речь позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, учиться управлять собой и своим поведением. Дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве овладевают речью, причем этот процесс у всех детей начинается одинаково и проходит одни и те же стадии. Поэтому рассмотрим закономерности развития речи у детей раннего возраста.

В концепции «речевого онтогенеза» Леонтьева А.А. процесс формирования речевой деятельности подразделяется на ряд последовательных периодов:

1-й – подготовительный (с момента рождения до года);

2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет).

Ранний этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:

1) доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета;

2) этап первичного освоения языка (дограмматический) – второй год жизни;

3) этап усвоения грамматики (третий год жизни).

Также Леонтьев А.А. указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза [4].

Как утверждают Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А., с момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не