Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Актуальность правового образования подростков обусловлена необходимостью формирования правовой культуры человека и профилактики совершения правонарушений в подростковом возрасте. Формирующееся у подростков чувство взрослости как готовности стать самостоятельным, приводит к частым конфликтам, которые провоцируют необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки могут приводить к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослы. Решить проблему девиантного поведения подростков можно при своевременном правовом образовании, которое определяют как совокупность правового воспитания и обучения праву.

Выполняя пропедевтическую функцию, правовое образование может строиться на основе информации о способах взаимодействия людей, проблемах функционирования государства, основных институтов власти, раскрытии взаимоотношений между государством и гражданином, ценности человеческой жизни, правилах поведения в обществе, взаимоотношениях в семье.

Целью нашей работы было теоретическое обоснование необходимости правового образования в подростковом возрасте. Были решены следующие задачи:

1. Провести анализ правовой и педагогической литературы.

2. Выделить основные направления работы по правовому обучению.

3. Изучить уровень правового образования детей подросткового возраста.

4. Разработать проект правового образования подростков.

Анализ правовой и педагогической литературы позволил уточнить следующие: характеристику детей подросткового возраста, правовое воспитания и правовое образование, основные направления правового образования в младшем подростковом возрасте.

Подростковый возраст – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма [3].

По мнению Абрамовой Г.С., центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста – в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в подростковом возрасте [1, c.396].

Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых [6].

Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения [5, с. 4–7]. Частично решить данную проблему, позволяет своевременное правовое образование детей этого возраста.

Правовое образование школьников – это формирование устойчивого позитивного отношения учеников к праву выбора вариантов правомерного поведения и механизму его реализации, создание условий для накопления учащимися положительного социального опыта в процессе реализации права выбора. Выполняя пропедевтическую функцию, правовое образование может строиться на основе информации о способах взаимодействия людей (В. Максакова, С. Полякова), проблемах функционирования государства, основных институтов власти, раскрытии взаимоотношений между государством и гражданином (В.О. Мушинский), ценности человеческой жизни, правилах поведения в обществе, взаимоотношениях в семье (Н.И. Элиасберг) [4].

В правовом обучении школьников Идерова И.В. выделяет три этапа: пропедевтический, общеправовой и профильный.

Пропедевтический этап – это пока еще новое направление в правовом образовании школьников. Его цель – формирование начальных навыков нормативной культуры как основополагающей для формирования правовой культуры личности. На этом этапе учащиеся усваивают общие представления о социальной норме, видах норм, включают в число своих ценностных ориентаций «нормативное регулирование общественной жизни», в том числе правовое регулирование. На этом этапе важно вывести ученика на размышления о границах его свободы.

Общеправовой этап – этап базового образования школьников, представленный общеправовой подготовкой выпускников основной школы и выпускников средней (полной) школы [2]. Изучается систематический курс, дающий представления о правовой действительности, о нормах правомерного поведения. Эти знания позволяют подростку ориентироваться в общественных отношениях в соответствии с его социальной ролью и степенью включенности в правовую жизнь общества.

Профильный этап – углубление материала базового этапа. После окончания 9-го класса каждый учащийся выбирает уровень образования и соответствующий ему тип учебного заведения. Это может быть массовая школа, гимназия как гуманитарное образовательное заведение, профессиональные средние учебные заведения. Происходит усиление интереса к правовым знаниям. Объективно это обусловлено приближением совершеннолетия, когда каждый дееспособный гражданин выступает не только как субъект права, но и как субъект реальных правоотношений [2, с. 190-192].

Наше экспериментальное исследование по изучению уровня правового образования детей подросткового возраста проходило на базе ГБПОУ СО Уральский техникум «Рифей», Кадетский корпус «Спасатель» среди учащихся 8–9-х классов. В эксперименте участвовало 62 ученика. Эксперимент проходил в 3 этапа:

I. Констатирующий эксперимент проводился в начале исследования с целью «выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы» [3].

II. Формирующий этап, в процессе которого «конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.)» [3].

III. Контрольный этап – целью его «является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике» [3].

На первом этапе эксперимента мы провели анкетирование с помощью разработанной нами анкеты. В качестве примера приведем некоторые вопросы:

1) Ребенком признаётся лицо, не достигшее возраста… ( 7 лет, 10 лет, 14 лет, 18 лет).

2) Какое образование является обязательным

- Начальное общее;

- Основное общее;

- Среднее (полное) общее;

3) Кто несёт административную ответственность за плохую успеваемость и уклонение от обучения несовершеннолетних обучающихся

- Образовательное учреждение;

- Родители (иные законные представители);

- Несовершеннолетние обучающиеся;

4) Ответственность за причиненный вред наступает, когда исполнится… (14 лет, 16 лет, 18 лет, 21 год).

5) В каком информационном источнике в обязательном порядке должны быть размещены сведения об образовательном учреждении

- На стенде школы;

- В местной газете;

- В сети Интернет;

6) С какого возраста наступает административная ответственность за нарушение правил дорожного движения: (14 лет, 16 лет, 18 лет, 21 год).

Результаты, проведенного анкетирования показали:

– 61 % опрошенных учеников знают, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18лет. 39 % – затрудняются в определении понятия «Возраст совершеннолетия»;

– 50 % учащихся не знают, что обязательным является полное общее образование, состоящие из начального и среднего;

– 60 % опрошенных знают, что родители (законные представители) несут административную ответственность за плохую успеваемость и уклонение от обучения несовершеннолетних обучающихся;

– 83 % знают, что в 14 лет наступает ответственность за причиненный вред, однако, 80 % опрошенных не знают, что в 16 лет наступает административная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

– 63 % учеников знакомы с информационными источниками.

Так же мы провели устную групповую беседу на тему «Что такое правовое образование» и выяснили, что многие ученики затрудняются в определении данного понятия.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод об общем уровне правового образования детей подросткового возраста (табл. 1, рисунок).

Таблица 1

Уровень правового образования детей подросткового возраста на констатирующем этапе эксперимента

Уровень формирования правовых знаний

Кол-во детей

%

Низкий

18

29 %

Средний

35

56 %

Высокий

9

15 %

bez7.jpg

Рис. 1. Уровень правового образования подростков на констатирующем этапе

Стоит обратить внимание, что вопросы анкеты и беседы вызвали интерес и встречные вопросы у участников экспериментов.

Принимая во внимание результаты констатирующего этапа, мы разработали проект правового образования детей подросткового возраста.

По мнению Светенко Т.В., современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность исследовать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [8].

Проект – это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер [7].

Решая поставленную цель нашего эксперимента, мы выделили в правовом обучении школьников три этапа: подготовительный, общеправовой, самостоятельный.

I. Подготовительный этап – формирование начальных навыков правовой культуры личности:

– учащиеся усваивают общие представления о социальной норме, видах норм;

– включают в число своих ценностных ориентаций «нормативное регулирование общественной жизни», в том числе правовое регулирование.

Мы предлагаем провести правовое просвещение учащихся 8-х классов, используя следующие формы: анкетирование; знакомство с сайтами, содержащими правовую информацию (табл. 2); памятки; электронные письма; классные часы; конкурс плакатов.

Таблица 2

Список познавательных сайтов для подростков

Название сайта

Содержание

1

http://ponyatie-prava.ru/pravo.html – правовой справочник. Учебное пособие

Теоретический материал: право; система права; функции права; права человека

2

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ – словарь и энциклопедия на Академике

Энциклопедический словарь экономики и права

3

http://podrostok.edu.yar.ru/quiz/index.html – Подросток и закон

Интернет-проект для несовершеннолетних. Права, обязанности и законы. Викторины.

4

http://school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/ – школьный сектор

Содержание конвенции о правах ребенка. Права, обязанности и законы.

Раздел «Адвокат для тебя

5

http://e-parta.ru/ – блог школьного Всезнайки

Разделы сайта: IQ Зона, Tech, история, хобби, социум

6

http://www.edunews.ru/ – Всё для поступающих

Разделы портала: «Школьникам и дошкольникам»; «Абитуриентам и студентам»; «Экзамены и тесты»; «Дополнительное образование»

7

http://www.ucheba.ru/ –

Учеба.ру: образовательный интернет-проект

На сайте собрана подробная база по

вузам, курсам, колледжам и школам. Публикуются новости и статьи о последних событиях в сфере образования. В форуме на вопросы посетителей отвечают специалисты

8

http://www.studyabroad.ru/ –

учеба за рубежом

Каталог зарубежных университетов, колледжей, языковых школ, список центров, которые занимаются программами международного обмена для студентов. Даётся информация об обменных программах для старшеклассников и информация о среднем и высшем образовании за рубежом

9

http://www.дети-до18.рф/ –

Дети до 18 Полезный блог

Ресурс, который оказывает бесплатные консультации несовершеннолетним и их родителям по правовым вопросам. Цель проекта – правовая помощь несовершеннолетним и их родителям, возможность показать, что справедливость существует

10

http://www.un.org/russian/ – Официальный сайт Организации Объединенных наций

На сайте дана информация о самой организации, и ее деятельности. На странице «Права человека» расположены тексты деклараций и других международных документов

11

http://www.uznai-prezidenta.ru/ Президент России гражданам школьного возраста

Сайт призван рассказать учащимся российских школ о демократическом институте президентства; символах и атрибутах нашего государства; действующем Президенте России; истории власти в России.

II. Общеправовой этап: базовое образование школьников; общеправовая подготовка учеников 8-9 классов школы. Проводимые мероприятия:

1. Курс лекций: правовая действительность; представления о нормах правомерного поведения;

2. Встречи с важными и знающими людьми;

3. Кадетский клуб;

4. Дискуссионные игры;

5. Знакомство с молодежными организациями города;

Эти знания позволяют подростку ориентироваться в общественных отношениях в соответствии с его социальной ролью и степенью включенности в правовую жизнь общества.

III. Самостоятельный этап – углубление материала предыдущего этапа. Происходит формирование потребности и усиление интереса к правовым знаниям.

После окончания 9-го класса каждый учащийся имеет представление и возможность выбора дальнейшего уровня образования и соответствующего ему типу учебного заведения: средняя школа, гимназия или лицей, профессиональные средние учебные заведения.