В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей [2]. Современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе.
В Елабужcком институте Казанского федерального университета (КФУ), на инженерно-технологическом факультете ведется подготовка бакалавров по профилю «Транспорт», которые изучают предметы по выбору, такие, как «Системы технологии и организации услуг в предприятиях автосервиса», «Технологии, организация диагностики и ремонта при сервисном сопровождении», «Технология и оборудование ремонта автотранспорта».
Для успешного изучения этих предметов студентами, необходимо наличие двух основных составляющих учебного процесса: методико-дидактическое сопровождение и серьезная материально-техническая база, сопоставимая с той, что имеется на предприятиях автосервиса.
В методико-дидактическое сопровождение изучения предметов по выбору входит:
1. Теоретическая часть – лекционный материал, который должен даваться в виде:
– лекции-визуализации, с использованием презентаций, мультимедийных элементов и других способов использования информационных технологий;
– специальная лекция, с заранее запланированными проблемными ситуациями. Суть данной лекции заключается в том, чтобы студентам преподнести ложную гипотезу, которую не так просто опровергнуть.
Такие формы представления теоретического материала являются наиболее приемлемыми и эффективными по усваиванию материала технической направленности.
2. Практическая часть – лабораторный практикум и практические занятия, для успешного выполнения которых требуется специальное оборудование, специальные стенды.
В практической части мы предлагаем проведение двухуровневых лабораторных работ:
1. Лабораторные работы первого уровня: студенты изучают виды оборудования для диагностики автомобиля, его назначение, устройство, принцип действия.
2. Лабораторные работы второго уровня: студенты проводят диагностику узлов автомобиля, снимают показания диагностического оборудования и сравнивают их с нормативными значениями.
В заключение можно сказать, что предложенные нами рекомендации по усовершенствованию методики обучения, наиболее эффективны для технических специальностей, связанных с диагностикой автомобиля. Их использование в образовательном процессе будет способствовать:
– формированию профессиональных навыков в области диагностики автомобиля;
– формированию профессиональных компетенций и профессиональной грамотности студентов.